Инвесторы уверены в новом раунде стимулирования экономики

Сомнений в том, что на очередном двухдневном заседании Комитета по открытым рынкам (FOMC) Федеральной резервной системы (ФРС), которое завершится в среду, будет принято решение о начале нового раунда стимулирования экономики, практически не осталось.

Сомнений в том, что на очередном двухдневном заседании Комитета по открытым рынкам (FOMC) Федеральной резервной системы (ФРС), которое завершится в среду, будет принято решение о начале нового раунда стимулирования экономики, практически не осталось, а вот опасений относительно его возможных последствий становится все больше.

Как ожидается, в среду будет объявлено о расширении программы выкупа американских казначейских обязательств на несколько сотен миллиардов долларов, что должно привести к снижению ставок по долгосрочным займам, способствовать росту кредитования и подстегнуть рост экономики.

ФРС могла бы напечатать несколько триллионов долларов, чтобы решить проблемы экономики, но более вероятным представляется сценарий, при котором ЦБ начнет со значительно более скромной суммы (порядка 500 миллиардов долларов в течение полугода), постепенно адаптирует ее размер к изменяющимся рыночным условиям, передает "Интерфакс" со ссылкой на The New York Times.

Такой гибкий подход резко контрастирует с действовавшей 15 месяцев и завершившейся в марте программой выкупа активов с фиксированным объемом 1,7 триллиона долларов.

При этом Бернанке, ранее неоднократно говоривший, что у ФРС еще есть рычаги влияния на денежно-кредитный рынок помимо ставки, которая находится на рекордно низком уровне в 0-0,25% с декабря 2008 года, теперь вынужден искать, находить и активно применять такие рычаги пока не поздно.

"Есть большая вероятность, что США переживут "потерянное десятилетие", похожее на ситуацию, в которой находится Япония в последние 15 лет, за тем только исключением, что у нас, скорее, будет нулевая инфляция, чем реальная дефляция", - полагает сотрудник Северозападного университета и член Национального бюро экономических исследований (NBER) Роберт Гордон. - Последствия для населения США в то же время будут более значительными, чем для граждан Японии, из-за более высокого уровня безработицы, отсутствия системы социальных гарантий, всеобщего обязательного медицинского страхования, большего социального неравенства и уровня бедности".

Оптимисты надеются, что новые меры сделают менее вероятным падение американской экономики по примеру Японии, в дефляционную спираль, когда ставки ЦБ находятся на минимуме, при этом объем кредитования не увеличивается, а потребительские цены не растут, что не позволяет производителям перекладывать издержки на потребителей.

Однако, как пишет газета The Wall Street Journal, противники этой идеи считают, что, не достигнув основных своих целей, такой шаг выльется лишь в очередной скачок цен на сырье, приведет к инфляции в будущем, а кроме всего прочего подорвет уверенность рынков в способности ФРС управлять и в перспективе сокращать размер своего баланса.

Лагерь противников так называемого "количественного смягчения" (quantitative easing, QE) включает представителей самых разнообразных политических и экономических школ и течений: например, это экономист Стэнфордского университета и бывший сотрудник министерства финансов при Джордже Буше Джон Тейлор, а также нобелевский лауреат по экономике, сотрудник Колумбийского университета, в прошлом сотрудник администрации Била Клинтона Джозеф Стиглиц.

Тейлор полагает, что QE не сработает, и что вместо него правительству необходимо сосредоточиться на предоставлении больших налоговых льгот, а кроме того прекратить вносить изменения в нормы регулирования. Дж.Стиглиц, в свою очередь, полагает, что вместо QE американской экономике нужно существенное расширение госрасходов и налоговых льгот.

Рядовые аналитики также расходятся в оценках потенциальных последствий ожидаемых решений ФРС. Так, эксперты Bank of America Merrill Lynch ожидают, что скупка Центробанком 10-летних US Treasuries приведет к снижению их доходности до 2% к концу года с 2,63% в настоящий момент, в то время как специалисты Mizuho Securities уверены, что эффект от действий ФРС "будет ограниченным".

В Nomura Securities International заявили, что новый раунд QE поддержит "доверие потребителей, необходимое для планомерного восстановления экономики". UBS оценивает потенциальный положительный эффект от обсуждаемых мер как "скромный". Специалисты Deutsche Bank полагают, что новые шаги могут даже повредить экономике, если доллар слишком обесценится.

Хотя среди критиков ФРС находятся те, кто как известный аналитик Марко Аннунциата из UniCredit уверены, что возможные выгоды нового этапа стимулирования "ничтожны", а риски, связанные с ним, "огромны", большая часть экспертного сообщества придерживается мнения, что шаги ФРС вообще не будут иметь слишком серьезных последствий, ни отрицательных, ни положительных.

"Не думаю, чтобы какое бы то ни было из их возможных решений способно в одночасье переменить всю макроэкономическую ситуацию", - заявил Дональд Кон, завершивший свою деятельность на посту заместителя председателя совета управляющих американского ЦБ 1 сентября.

С ним соглашается сотрудник Университета Калифорнии и Сан-Диего Джеймс Гамильтон: "Уровень безработицы неприемлемо высок, и если есть что-то, что правительство способно сделать, чтобы облегчить ситуацию, ФРС необходимо изучить эти возможности".

"Может ли что-нибудь из того, что делает ФРС, быстро снизить уровень безработицы? - вопрошает экономист. - Ответ: нет".

Впрочем, некоторые сторонники нового этапа QE говорят, что все дело в желании. Так, бывший член совета управляющих ФРС Лоренс Майер считает, что 500 миллиардов долларов за полгода - это только начало, а для того, чтобы снизить краткосрочные ставки на 4,25 процентного пункта, что, по мнению эксперта, необходимо для нормализации ситуации в экономике, ФРС нужно выкупить активы на сумму порядка 5,25 триллиона долларов. В то же время, экономист сомневается, что американский ЦБ пойдет на это.

Экономисты, в целом соглашающиеся друг с другом по поводу ограниченного влияния решений ФРС на экономику, также сходятся во мнении, что вне зависимости от реакции рынков в краткосрочной перспективе ситуация в экономике в целом останется сложной еще какое-то время.