В первую очередь будет выставлено имущество, которое большинство экспертов называет непрофильным для города - доли в аэропорту Внуково и авиакомпании "Москва". И если с реализацией первого актива особых проблем не ожидается, то продажа перевозчика вызывает большие вопросы. Тему продолжит обозреватель "Вести ФМ" Леонид Гурьянов.
Именно аэропорт Внуково и авиакомпания "Москва" назывались экспертами в числе активов, которые новый мэр будет продавать в первую очередь. Сейчас наступает вполне подходящий момент для продажи части столичного имущества, во всяком случае наиболее ликвидного, считает генеральный директор компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян.
"Я с Собяниным абсолютно согласен, хоть это и коммуникационная единица, но мне кажется, всё, что необходимо для этой коммуникационной единицы, что можно было сделать, Москва уже сделала. Держать и развивать большого смысла на сегодняшний момент точно нет. Цена аэропорта достаточно неплохая, думаю, что будет стоить никак не меньше, чем миллиард - полтора доллара. Это сопоставимо с тем, что Москва внесла на развитие этого комплекса. Надо понимать, что Москва будет иметь свои дивиденды не только потому, что там есть аэропорт, а ещё за счёт существующей окружающей инфраструктуры, за счёт того, что москвичи будут ездить, летать и прочее - это налоги и всё отсюда вытекающее", - рассуждает Микаелян.
За те 6 лет, что город владеет аэропортом, было сделано немало - расширено Киевское шоссе, заканчивается строительство нового терминала, пущен аэроэкспресс. Впрочем, есть и целый ряд сдерживающих факторов: необходимость реконструкции имеющихся взлетно-посадочных полос и строительства третьей, проблемы, сопряжённые с правительственными рейсами, а также налог на имущество, который вновь вводится с нового года и увеличит расходы "воздушной гавани" на полмиллиарда рублей в год. С одной стороны, Внуково интересен государству - Минтранс продвигает идею консолидацию всего столичного авиаузла под эгидой одной управляющей компании. Среди других потенциальных покупателей называют второго совладельца Внуково – "Внуково-инвест" Виталия Ванцева, но он считает, что продажа целесообразна только в 2013 году, когда будет достроен новый терминал. Не исключается и участие компании "Ренова", которая управляет аэропортом Кольцово в Екатеринбурге, комментирует Агван Микаелян из "ФинЭкспертизы".
"Наибольшей выгодой и для города, и для потребителей был бы частный инвестор, желательно, конечно, чтобы это были не наши существующие аэропорты, чтобы не снижать уровня конкуренции. И мне кажется, Москва могла бы продать не целиком свою долю, а оставить ближе к блокирующему пакету - на всякий случай", - говорит Микаелян.
Что же касается продажи авиакомпании "Москва", то здесь перспективы выглядят более туманными, говорит аналитик инвестиционно-финансовой компании "Метрополь" Андрей Рожков.
"Продажа авиакомпании "Москва" на данный момент является преждевременной в силу ряда факторов. Во-первых, отсутствует чёткая бизнес-стратегия, нет отлаженной бизнес-модели, которая могла бы послужить основой и понравиться инвесторам. Более разумной была бы продажа в конце 2011 либо в 2012 году, когда изменённая бизнес-модель компании и финансовый год смогли бы показать жизнеспособность и перспективы этой авиакомпании", - считает Рожков.
Не совсем понятен и вопрос с долговой нагрузкой перевозчика. В городском департаменте транспорт говорят, что цифра близка к нулю, но деловые СМИ, со ссылкой на источники в компании, называют цифру в 7-8 миллиардов рублей. Так или иначе продажа непрофильного столичного имущества сдвинулась с мёртвой точки и вскоре можно ожидать новых предложений инвесторам, считает Андрей Рожков из "Метрополя".
"В этот список активов могут попасть и МНПЗ, и Банк Москвы в силу того, что при частном инвесторе эти активы, скорее всего, будут показывать более высокую эффективность. Это будет выгодно городу с точки зрения более высоких финансовых результатов и, соответственно, налоговых платежей. Так и город сможет получить средства от их продажи и направить их в бюджет, который верстается пока с дефицитом", - говорит Рожков.
На этой неделе во втором чтении был принят бюджет Москвы на будущий год. Дефицит вырос почти на треть - до 146 миллиардов рублей.