Объемы продаж по многим видам товаров достигают докризисных уровней перед новогодними праздниками. Россияне вновь обрели потребительскую уверенность и больше не склонны экономить на подарках, отмечают маркетологи.
Как сообщил Вестям.Ru руководитель маркетинговой дирекции ГК "Детский мир" Михаил Сафран, реализация детских игрушек в декабре достигает докризисного уровня и, в итоге, на 20-30% превысит показатели прошлого года.
"Большинство покупателей вновь чувствуют уверенность в завтрашнем дне и не готовы экономить на подарках для родных и близких", - констатировал Сафран.
По его прогнозу, в целом, по России объем "игрушечного" рынка вырастет в 2010 году на 10%, до 86,7 миллиарда рублей, а в 2011-м увеличится на 15%.
По данным Росстата, за январь-ноябрь общий объем розничной торговли превысил показатель аналогичного прошлогоднего периода на 4,5%. При этом в ноябре он достиг 1,463 триллиона рублей, превысив уровень 2009-го на 4,6%.
Эксперты уверены, что в предпраздничные дни последнего месяца уходящего года будет зафиксирован значительный рост продаж.
Однако, несмотря на декабрьский всплеск, выйти по результатам года на докризисные уровни продаж не удастся. Возможно, это получится в следующем году, но, более вероятно, что в 2012-м, заметил Вестям.Ru аналитик УК "Финнам Менеджмент" Эльдар Вагабов.
Пока, по его определению, ожидается, что объем розничной торговли в 2011-м увеличится на 11% при годовой инфляции в 9,5%. При этом уровень потребительского спроса будет, в немалой степени, зависеть от показателей инфляции, ситуации на рынке труда и доступности кредитов.
Аналитик Экономической Экспертной группы Анна Васильева отмечает, что потребительский спрос увеличился из-за достигнутой стабилизации в отечественной экономике, но пока растет не так динамично, как в докризисные годы, когда рост объемов розничной торговли измерялся двузначными величинами. По ее предположению, в текущем году розничный товарооборот в России прирастет на 5%, а в 2011-м на 4,5-5%.
В 2011 году увеличивающийся потребительский спрос также станет одним из факторов поддержки общего экономического роста, прогнозные уровни которого в 3,5% пока достаточно невысоки, уточнил главный экономист Jones Lang LaSalle Евгений Надоршин.
Впрочем, по его словам, и динамика потребительского спроса сегодня остается более сдержанной, поскольку россияне, учтя недавние кризисные уроки, продолжают сохранять определенную осторожность в покупках.
Но, в целом, уровень потребительской уверенности за последнее время ощутимо вырос. И в результате предпраздничные продажи каких-то видов товаров, и тех же детских игрушек, к примеру, вполне могут достичь докризисных уровней, согласился Надоршин.
При этом эксперты все-таки не советуют россиянам тратить деньги направо и налево, поскольку часто приобретаются такие подарки, которые оказываются никому не нужны.
"Прежде, чем переживать из-за недостатка средств на предновогодние сувениры, сначала подумайте, а нужны ли они вообще", - посоветовал аналитик УК "Финнам Менеджмент" Эльдар Вагабов.
Кстати, по данным ВЦИОМ, ожидания и намерения россиян относительно того, что они хотели бы получить в подарок и предполагают подарить сами, расходятся. Так, своим друзьям и близким они, как правило, планируют презентовать на Новый год сувениры (31%), конфеты, спиртные напитки, деликатесы (28%), игрушки (26%) и парфюмерию (24%). Тогда как в дар, прежде всего, желали бы получить деньги и ювелирные отношения (11%), косметику и парфюмерию (11%). Причем входящие в перечень желанных презентов автомобили, компьютеры, фото, аудио-видеотехника (о них мечтает 4,7% респондентов), практически не фигурируют в списке презентов, которые они запланировали преподнести сами.
По убеждению же Надоршина, радость от полученного дара и не должна определяться его ценой. "Подарок - это символ. Он отражает отношение дарителя к конкретному человеку и не обязан быть дорогим. И если вы сегодня стеснены в средствах, то вполне можете сделать его собственными руками", - заключил главный экономист Jones Lang LaSalle.
По мнению дизайнера Ольги Селиверстовой (которая каждый год мастерит новую елку из оберточной бумаги или, допустим, из кружев), желание собственноручно изготовить подарок определяется не содержимым кошелька, а стремлением удивить и порадовать близких эксклюзивной поделкой. Ею, к примеру, могла бы стать "дизайнерская" открытка, исполненная из картона от конфетной коробки и украшенная яркими аппликациями (при помощи специального скотча их делают выпуклыми или же намеренно "лохматят" и обрывают края), а также обрезками кружев и тесьмы. Из лоскутов мешковины, нескольких пуговиц, бисеринок и бечевок также не сложно смастерить симпатичную куклу, сопроводив ее, как это водилось на Руси, словами молитвы или заговора, адресованными конкретному человеку. Куклу можно сделать и совсем маленькую, чтобы надеть ребенку на шею, и при этом набить ее ароматическими травами, способствующими, скажем, повышению бодрости, рассказала Селиверстова.
И хотя в этом случае "кукольных дел мастера" не посодействуют выполнению обсуждаемой задачи превращения внутреннего потребительского спроса в драйвера роста отечественной экономики, они своими милыми сюрпризами, несомненно, породят возвышенные эмоции, без которых возникновение ощущения драйва невозможно.