"Девять веков органа" погружают в эпоху романтизма

Международный фестиваль "Девять веков органа" открылся концертом немецкого органиста-виртуоза Михаэля Шёнхайта. В зале имени П.И.Чайковского прозвучала музыка Иоганна Себастьяна Баха, Ференца Листа и Макса Регера.

Международный фестиваль "Девять веков органа" открылся концертом немецкого органиста-виртуоза Михаэля Шёнхайта. В зале имени П.И.Чайковского прозвучала музыка Иоганна Себастьяна Баха, Ференца Листа и Макса Регера.

Органист Михаэль Шёнхайт на репетицию пришёл со словарем и блокнотом. Переводчик заболел, вот и приходится музыканту изъясняться при помощи жестов и шпаргалок.

"Хорошая акустика в зале. И орган замечательный. Мне нравится", – говорит он о концертной площадке в центре Москвы.

Виртуоза Шёнхайта, одного из лучших органистов Германии, знают во всём мире, от США до Японии. В России же он впервые. Концерт, который открывает фестиваль "Девять веков органа", почти музыкальная лекция. Профессор Аугсбургской консерватории, победитель престижного конкурса имени И.С.Баха в Лейпциге, Михаэль Шёнхайт играет мелодии Баха и тех, кого они вдохновили – композиторов эпохи романтизма.

Эту прелюдию Ференц Лист сочинил для кафедрального собора города Мерзебурга. Историю её написания Шёнхайт рассказывает с удовольствием: вот уже 14 лет как он является штатным органистом того самого Мерзебургского собора, и даже помогал реставрировать исторический орган 1855 года.

"Ференц Лист приехал в Мерзебург посмотреть на новый орган Фридриха Ладегаста – это бы такой знаменитый органный мастер. Лист тогда очень увлекался Бахом. Вот он и сочинил для этого органа фантазию на четыре ноты – си-бемоль, ля, до, си. По-латински выходит аббревиатура BACH", – поясняет органист Михаэль Шёнхайт.

После Листа на темы Баха больше всего фантазировал немецкий композитор и органист Макс Регер, которого в России редко исполняют.

Комментируя регеровский опус, Михаэль Шёнхайт говорит, что не случайно именно его выбрал для концерта в Москве в православное Рождество: эту же фантазию он играл 25 декабря в Рождество католическое в Мерзебургском соборе. Такой диалог культур.

"Эта музыка – фантазия на тему хорала XVI века. Кстати, Макс Регер написал её 6 января, в ваш православный сочельник", – подчёркивает Михаэль Шёнхайт.

Так совпало, что и Шёнхайт приехал в Россию в сочельник. Будучи не только органистом, но и руководителем Гамбургского хора, он первым делом отправился на Рождественскую службу.

"Мы пошли в ваш русский храм послушать пение. Оно потрясающее!" – признаёт Михаэль Шёнхайт.

На всех концертах музыканта всегда сопровождает жена Катарина – неизменная муза и ассистентка. Никому другому переворачивать страницы Шёнхайт просто не позволяет.