Виновника аварии спасет от разорения дополнительная страховка

Виновников ДТП могут заставить доплачивать за ремонт. Лимит по договору ОСАГО при повреждении машины часто превышает установленную законом сумму в 120 тысяч рублей.

Виновников ДТП могут заставить доплачивать за ремонт. Лимит по договору ОСАГО при повреждении машины часто превышает установленную законом сумму в 120 тысяч рублей. Страховая компания вернет эти деньги пострадавшему, но разницу суд может взыскать с виновника аварии. Эксперты рынка предлагают владельцам машин - во избежание проблем - заключать дополнительные договоры страхования гражданской ответственности. Обозреватель радио "Вести ФМ" Сергей Артёмов - с подробностями.

Артёмов: Одним из последствий любой аварии становится ущерб для машин. А согласно Гражданскому кодексу, он должен возмещаться в полном объеме. На основании этого положения и с учетом статьи 1072 ГК, Высший арбитражный суд недавно определил, что в случае недостаточной суммы страховой выплаты виновник происшествия обязан возместить убытки сам.

Впрочем, говорит директор департамента экспертизы убытков по автотранспорту СК "РОСНО" Андрей Чечелов, суды порой принимают решения, что возмещение вреда идет с учетом износа разбитой машины:

Чечелов: Как правило, полную стоимость восстановительного ремонта суды взыскивают в тех случаях, когда истец свой ущерб подтверждает фактически понесенными затратами. В этом случае суд принимает решение, что взыскать в полном объеме.

Артёмов: Закон предписывает страховщикам выплачивать компенсацию, учитывая износ. Есть методика его расчета, которая зависит от качества автомобиля, срока пробега и его интенсивности. При этом планка износа ограничена 80%, но касается она только комплектующих машины. Работа по ремонту оплачивается полностью. Но зачастую даже у возрастных машин, которые постоянно проходят плановый осмотр и ремонт, не все детали изношены по паспортному возрасту кузова, продолжает Андрей Чечелов.

Чечелов: Если машине 10 лет, а крыло было заменено 2 месяца назад, то износ на него будет начисляться согласно тем 2 месяцам, которые оно эксплуатируется.

Артёмов: Кроме того, пострадавший может подать в суд дополнительные иски, говорит Андрей Чечелов из СК "РОСНО":

Чечелов: Претензии, которые предъявляются виновной стороне, могут содержать пункты, которые полисом ОСАГО не восполняются - моральный ущерб или упущенная выгода. В этом случае ответственность несет причинитель ущерба.

Артёмов: В итоге получается, что лимит выплаты по договору ОСАГО в 120 тысяч утрачивает свою актуальность. Дорожают машины, дорожают запчасти и стоимость работ. Лимита может не хватить. Без помощи страховщиков виновник аварии может разориться, если, к примеру, на скользкой дороге припаркуется в багажник затормозившего впереди "Мерседеса" или "Лексуса", полагает директор департамента экспертизы убытков по автотранспорту СК "РОСНО" Андрей Чечелов.

Чечелов: На рынке сейчас множество разнообразных недорогих продуктов, которые существенно увеличивают лимит этой ответственности… На рынке нет продуктов, которые бы компенсировали моральный вред или упущенную выгоду. Надо отдать должное - и прецедентов пока судебных с большим взысканием по этим статьям тоже нет.

Артёмов: Кроме того, дополнительные - добровольные - полисы страхования ответственности оказываются гораздо дешевле полисов ОСАГО, отмечает в заключении Андрей Чечелов.

Чечелов: Иногда, если вы опытный водитель и у вас дорогой автомобиль, вы можете заплатить за дополнительное расширение 30 рублей и получить достаточно дорогое покрытие. Но, в среднем, сейчас такие продукты стоят около 1000 рублей, и расширение идет до миллиона и более.

Артёмов: До сих пор многие считают практику ОСАГО дополнительным налогом. Кроме тех, кто уже попал в аварию. Полис помог им избежать больших расходов. Чтобы инфляция не ввергла в такие расходы в будущем, эксперты рынка советуют обзавестись и полисом добровольного страхования.