Кудрин: России предстоит выбрать модель развития

Россия проходит переломный момент, когда выбирается дальнейшая модель развития экономики, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

Россия проходит переломный момент, когда выбирается дальнейшая модель развития экономики, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

"Мы проходим исторический момент, сможем ли мы или нет в ближайшие пять-десять лет оторваться от этой зависимости (нефтегазовой - ред.), слезть с этой иглы, или не сможем, вот в чем вопрос", - отметил Кудрин, выступая на заседании коллегии Федеральной налоговой службы, сообщает "Интерфакс".

"Мы сейчас выбираем новую модель. Прошел кризис, мы занимались антикризисной политикой, чуть ли не вручную управляли экономикой, и сейчас мы должны выбрать ту модель, по которой будем жить", - отметил Кудрин.

По словам министра, необходимо ответить на вопрос - годится ли для дальнейшего развития та модель экономики, которая существовала до кризиса. "Мы будем по ней жить? С высокой инфляцией, очень высокой зависимостью от цен на нефть, рассчитывая только на них? Или все-таки мы должны создать более стабильную экономику, в меньшей степени зависимую от цен на нефть?", - задался вопросом Кудрин.

Министр отметил, что "мы можем видеть шоки, которые может получить экономика и бюджетная система в результате кризисов". Он напомнил, что если в июле 2008 года цена на нефть увеличилась до $139 за баррель, то уже в декабре 2008 года она упала до $32. В I квартале 2009 года средняя цена на нефть была $41 за баррель.

Однако центробанки мира влили очень большую ликвидность в мировую экономику, а та, в свою очередь, "ринулась на рынки в поисках попытки заработать". В итоге ликвидность пришла на сырьевые рынки, цена на нефть стала расти, в то время как мировая экономика и спрос на нефть еще не увеличивались. "Таким образом, цена шла против падения спроса", - считает министр.

В 2009 году средняя цена на нефть упала до $61 за баррель с $94 за баррель в 2008 году. По словам Кудрина, это было умеренное падение, "мы беспокоились, что она еще глубже упадет". Тем не менее, снижение цены на $33 привело к сокращению нефтегазовых доходов бюджета России на 3% за один год. При этом другие доходы упали на 0,7% ВВП.

Одновременно с этим правительство не отказывалось от увеличения расходов, в итоге баланс бюджета за год изменился с профицита в 4,1% ВВП в 2008 году до дефицита в 5,9% в 2009 году. Кудрин отметил, что данное изменение удалось выдержать за счет Резервного фонда и небольшого государственного долга.

Исходя из всего происшедшего, считает Кудрин, Россия должна сделать вывод, сможет ли она "в следующий раз выдержать такие перепады и шоки". Он напомнил, что на Красноярском экономическом форуме на прошлой неделе состоялась полемика относительно предложения Минэкономразвития сохранять дефицит бюджета на уровне 2% ВВП до 2020 года при цене на нефть выше $100 за баррель.

Министр отметил, что отвечать на этот вопрос нужно, понимая, "какие мы прошли шоки только что". Он также посетовал, что желание увеличивать расходы, решать очередные социальные проблемы пока не позволяет многим министерствам и ведомствам умерить свои расходы и переключиться на повышение эффективности этих расходов.