Кто на очереди: мировой рейтинг будущих революций

Кто на новенького? Таким вопросом задается газета The Wall Street Journal. Издание составило рейтинг стран, где ситуация может пойти по ливийскому сценарию. Выводы получились неоднозначными.

Кто на новенького? Таким вопросом задается газета The Wall Street Journal. Издание составило рейтинг стран, где ситуация может пойти по ливийскому сценарию. Выводы получились неоднозначными.

После политического взрыва в странах Северной Африки и Ближнего Востока многие эксперты строят прогнозы: где, когда и в каких масштабах народные массы поднимут очередное восстание. Наиболее интересный рейтинг составили журналисты The Wall Street Journal. Конечно, с оговоркой – дескать, мы не претендуем на роль предсказателей и возможны любые другие варианты.

"Пожалуйста, не считайте нашу статью истиной в высшей инстанции, – пишут авторы. – В расчетах "индекса революции" не принималось во внимание огромное количество важных факторов, таких как межплеменные отношения, свобода слова и передвижения, приверженность западным ценностям и прочие. Также не был проведен эконометрический анализ ситуации. И, тем не менее, наша работа может представлять определенный интерес".

И она представляет. Выводы экспертов основываются на трех китах: индексе восприятия коррупции, индексе развития человеческого потенциала, ежегодно публикуемом ООН, и индексе Джини – степени финансового расслоения общества внутри страны. Также во внимание были приняты средний возраст жителей, уровень безработицы и сумма ВВП на душу населения. Особое место занимает уровень затрат доходов населения на продукты питания. Исторически голод всегда был одним из основных триггеров революций.

В список попали 85 государств. К сожалению, в виду отсутствия достаточной информации, за бортом остались такие "непростые" со всех точек зрения страны, как Куба, Ирак, Йемен, Афганистан, Северная Корея, а также половина африканского континента.

Вот так выглядит первые шесть государств, набравших от 80 до 100 пунктов.Во главе списка – Кения со стопроцентным результатом. За ней Камерун. Далее – Пакистан с ядерным оружием и шестым по величине населением в мире. Нигерия – четвертая. Экзотично выглядят густонаселенные страны-соседи Индонезия и Филиппины с приблизительно одинаковым показателем.

Прямо скажем, не все читатели согласны с рейтингом издания. Вот, например, мнение кенийского блогера: "Я сильно удивлен, что мы на первом месте. Кенийцы слишком сильно раздроблены на племена, чтобы выступить единым фронтом. Скорее всего, ничего подобного арабским переворотам у нас не будет".

Но самое интересное – дальше. Страны, в которых уже произошли или происходят в данный момент беспорядки, находятся далеко не на верхних позициях. Относительно мирная Иордания – девятое место. Алжир – 12-е. Ливия с гражданской войной и уже тысячами погибших на 13-й строке. Египет, где революция уже свершилась, на 16-м. Тунис, с которого все и началось, только на 21-м месте. Ну и Бахрейн – 48-й, между Тайванем и Латвией.

Из исследования The Wall Street Journal невозможно точно предсказать возникновение следующего переворота. Но из нынешней ситуации в мире ясно одно – ящик Пандоры открыт. И ливийский сценарий – еще далеко не самый худший. Особые опасения вызывает Пакистан. Страна обладает ядерным оружием и довольно мощным демографическим фактором. Ясно, что революция в таком государстве способна взорвать ситуацию во всем мире.