Арабские волнения пополняют российский бюджет

Дефицит бюджета в 2011 году может оказаться почти вдвое меньше запланированного, вследствие высоких цен на нефть. Также, предполагается, что в два раза вырастет Резервный фонд. Аналитики, опрошенные Вестями.Ru считают, что наряду с положительным эффектом возросшие нефтяные доходы принесут и вызовы.

Дефицит российского бюджета в 2011 году может оказаться почти вдвое меньше запланированного, вследствие высоких цен на нефть. Как рассказал в понедельник председателю правительства России Владимиру Путину вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, благодаря благоприятной конъюнктуре цен на нефть, дефицит бюджета в текущем году составит около 2% ВВП или даже меньше.

Тогда как официальным прогнозом, рассчитанным исходя из цен на нефть на уровне 75 долларов за баррель, предусмотрен бюджетный дефицит в 3,6% ВВП. При этом средства Резервного фонда не только не будут растрачены в 2011-м (как это планировалось ранее), напротив, за счет "нефтяных" поступлений их предполагается нарастить почти вдвое - с 700 миллиардов рублей до 1,450 триллиона рублей, при попутном сокращении заимствований, уточнил Кудрин. По его словам, сохранение Резервного фонда и уменьшение объемов заимствований также поспособствуют борьбе с инфляцией, во имя которой, кстати, Центробанк на прошлой неделе повысил ставку рефинансирования на 25 процентных пунктов.

И последние уровни цен на нефть пока поддерживают этот оптимистический настрой. Так, фьючерсы на марку Brent в понедельник торговались на уровне 113,2 доллара за баррель против пятничного показателя в 111,6 доллара. Добавить оптимизма инвесторам, по идее, должно было и последнее заявление Мирового энергетического агентства (МЭА) о том, что ливийскую нефть, поставки которой, в большинстве своем, оказались сорваны из-за разразившихся в Ливии с 15 февраля беспорядков, может заменить североморская, а также российская нефть марки Urals.

"Если говорить о краткосрочных экономических последствиях, волнения в Ливии и Египте благоприятно скажутся на экономическом развитии России, потому что цена на нефть растет", - заметил на днях по этому поводу журналистам президент Сбербанка Герман Греф. Впрочем, продолжил глава Сбербанка, он никогда не был сторонником высоких цен на нефть, являющихся опиумом для российской экономики, и предполагает, что в среднесрочной перспективе они грозят "надуванием еще одного пузыря".

Так, какими все-таки могут оказаться последствия продолжающихся потрясений в арабском мире для российской макроэкономики – позитивными или негативными?

Отвечая на этот вопрос Вестей.Ru, начальник аналитического отдела  ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов, придерживался терминологии Германа Грефа. "В краткосрочной перспективе, благодаря ожидаемому росту бюджетных поступлений и притоку капитала в страну, правомерно ожидать положительного эффекта. Однако, он может сойти на нет, в случае замедления мирового экономического роста из-за чрезмерных цен на нефть, что неизбежно ударит и по России", - пояснил Барабанов.

Причем, по его мнению, в итоге, общий рост инвестиции в страну, вследствие возросшей привлекательности нефтяного сектора, не окажется значительными. В том числе и потому, что возросший поток нефтедоходов способен воспрепятствовать успеху борьбы с инфляцией, заявленной ЦБ.

Конечно, при ценах на нефть на уровне 80 долларов за баррель Центробанку было бы легче бороться с инфляцией, нежели, когда они превышают 100 долларов, подтвердила Вестям.Ru старший экономист "ВТБ Капитал" Александра Евтифьева. А высокие инфляционные параметры, добавила она, препятствуют долгосрочному экономическому развитию, подразумевающему, в том числе, необходимость диверсификации отечественной экономики и освобождение ее от сырьевой зависимости. К тому же, желание освободиться от этой "опиумной" зависимости неизбежно ослабляется при высоких ценах на нефть, констатировала Евтифьева. Правда, в этой ситуации, подчеркнула она, обнадеживающе прозвучало заявление главы Минфина о намерении сохранить и приумножить резервный фонд, за счет "нефтяных" средств, не позволяя им спровоцировать новый инфляционный виток.

"При возросших нефтяных доходах, естественно, сложнее желать избавиться от зависимости от них и продолжить обещанную модернизацию российской экономики. Но будем надеяться, что соответствующие устремления властей и их воля окажутся тверды. Тем более, что осуществлять модернизационную программу в условиях, когда денег в страну приходит больше и жить в ней становится веселей, все же легче", - ответила Вестям.Ru начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева.

Хотя, разумеется, признала она, в целом, для России и ее экономики было бы лучше, если бы цены на нефть сохранялись стабильными в течение многих лет, скажем, на уровне в 80 долларов за баррель, вместо того, чтобы после кратковременного рывка вверх до 120 долларов, они затем упали бы до 60 долларов. Но, так или иначе, очевидно, что текущий год мир проживет с высокими ценами на нефть, спрогнозировала начальник аналитического отдела BNP Paribas. Как она напомнила, при повышении цен на "черное золото" на 10 долларов за баррель доходы российского бюджета вырастают на 20 миллиардов долларов, а счет текущих операций повышается на 25 миллиардов долларов и на 0,7-0,8% ВВП увеличивается экономический рост.