В конфликт совладельцев "Норникеля" включился новый персонаж

Внеочередное собрание акционеров "Норильского никеля" состоялось, но интрига в развитии конфликта совладельцев компании никуда не исчезла. Во-первых, официальные итоги станут известны позднее, а во-вторых, в противостояние включается Алишер Усманов, которому принадлежит до 5% акций ГМК.

Внеочередное собрание акционеров "Норильского никеля" состоялось, но интрига в развитии конфликта совладельцев компании никуда не исчезла. Во-первых, официальные итоги станут известны позднее, а во-вторых, в противостояние включается новый персонаж - Алишер Усманов, которому принадлежит до 5% акций ГМК. При этом, судя по всему, бизнесмен будет поддерживать сторону, чьи позиции в конфликте до сих пор считали менее выигрышными. Тему продолжит обозреватель "Вестей ФМ" Леонид Гурьянов.

Хотя официальных итогов собрания пока нет, по неофициальным данным, количественное преимущество - вновь за "Интерросом". Инвестиционный фонд Владимира Потанина проводит в совет директоров четверых своих представителей. Плюс два директора от менеджмента "Норильского никеля" и ещё один от трейдера Trafigura . С другой стороны - два представителя от РУСАЛа и Александр Волошин, на вхождении которого в совет директоров настаивает алюминиевая компания и который может возглавить орган стратегического управления ГМК. Также в совет проходит представитель "Металлоинвеста" Фархад Мошири. И как заявил совладелец "Металлоинвеста" Алишер Усманов, у его компании и РУСАЛа есть договорённость о совместных действиях в том, что касается развития "Норильского никеля". Ранее "Металлоинвест" считался союзником "Интерроса" и менеджмента ГМК. Чем может объясняться смена настроений господина Усманова, поясняет аналитик финансовой группы "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский.

"Во-первых, "Норильский никель", вместо выплаты дивидендов за 2010 год, провёл бай-бэк, в котором, видимо, он не участвовал. Соответственно, прибыль на акции он не получил и желает более справедливого ко всем акционерам распределения прибыли ГМК. Во-вторых, это может быть связано с тем, что Усманов может выступить как нейтральная сторона, которая будет сводить конфликт к консенсусу и решения которого будут более адекватными по отношению к развитию "Норильского никеля". Целью может быть возможное будущее слияние всех трёх компаний. Или минимум двух из них", - считает Петропавловский.

Сам господин Усманов заявил, что его позиция продиктована стремлением повысить эффективность работы менеджмента "Норильского никеля" в интересах всех его акционеров, а не одного из них. Стратегической задачей бизнесмен видит создание большого холдинга, который, наряду с цветными металлами, будет заниматься добычей железной руды. Известно, что "Интеррос" не против объединения ГМК с "Металлоинвестом", но против интеграции с РУСАЛом. Последний же давно стремится создать глобальный металлургический холдинг. Мнения экспертов на сей счёт расходятся - часть считает создание подобной структуры нецелесообразным, говорит аналитик инвестиционной компании "Олма" Илья Макаров.

"У РУСАЛа и у "Норильского никеля" разные виды бизнеса. Сомневаюсь, что будет какая-то синергия при создании объединённой металлургической компании. Здесь присутствует очень много политических факторов, скорее всего, они будут негативно влиять на желание Усманова и Дерипаски создать экономически эффективную компанию", - рассуждает Макаров.

Объединение имеет смысл, но только с точки зрения диверсификации бизнеса новой компании, считает Олег Петропавловский из БКС. Учитывая, что процесс это будет небыстрый, готовиться к нему необходимо уже сейчас, говорит эксперт.

"Сейчас целесообразность достаточно низкая, потому что компании в принципе ведут разрозненную деятельность, у них нет синергетического эффекта. Но я думаю, что в будущем он может появиться, например, при развитии "Норильским никелем" вместе с "Металлоинвестом" Удоканского месторождения. Или просто как глобальная диверсификация - чтобы не зависеть от каких-то одних продуктов, которые преобладают у всех трёх компаний в их выручке. Сейчас, конечно, слияние даже двух из этих трёх компаний очень маловероятно - процесс слияния может быть очень долгим - до двух, может быть, даже трёх лет. Но о начале подготовки к этому процессу в принципе уже можно говорить", - комментирует эксперт.

Впрочем, эксперты не исключают, что существует и ещё один вариант перемены позиции господина Усманова - а именно - щедрые предложения, которые ГМК в последнее время делал РУСАЛу, чтобы выкупить у него свои акции. Возможно, в "Металлоинвесте" решили, что быть против крупнейшего акционера ГМК сейчас просто выгоднее.