Куй прибыль, пока горячо. Для рынка металлов настали благоприятные времена. Отрасль вышла из кризиса одной из первых. Не мудрено, восстанавливающаяся мировая экономика с каждым днём требует всё больше металла. И на первом месте здесь сталь.
Только в прошлом году потребление стали в мире выросло на 13 процентов, практически до 1 миллиарда 300 миллионов тонн. Рост сохранится и в ближайшем будущем. Впрочем, не такой бурный. На рынке появились сдерживающие факторы.
"Есть снижение спроса на ряд металлургических продуктов. Причина – Ближний Восток", – говорит Эдуард Потапов, генеральный директор УК "Металлоинвест".
Во многом из-за событий в Африке европейские сталевары не могут нарастить производство до докризисных уровней. А вот азиатские металлурги после землетрясения в Японии, наоборот, готовятся увеличить выпуск стали.
"Цены на сталь в этом году будут выше, чем в прошлом. Вернутся ли они на максимальные уровни, которые мы видели в январе-феврале, вопрос открытый. Потребителям становится всё сложнее платить за сталь больше. А металлурги отчаянно пытаются повысить цены на свою продукцию, чтобы сохранить маржу прибыли, которая падает из-за роста цен на сырьё", – рассуждает Гектор Форстер, редактор отдела чёрной металлургии "Platts".
Снизить потери позволяет консолидация активов. Многие металлургические холдинги владеют сырьевыми компаниями в своей отрасли. Несколько лет назад подобный опыт переняли и российские сталевары.
"Большинство металлургов владеет угольщиками. В России только НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) ещё не построил ВИНК (вертикально интегрированную компанию). Но они уже объявили о подобных планах", – рассказывает Александр Ковальчук, генеральный директор Института конъюнктуры рынка угля.
В текущем году Поднебесная планирует увеличить потребление металлов в среднем на 15-20 процентов. Несмотря на то, что по ряду продуктов доля Китая на мировом рынке уже запредельная. Китайские сталевары ежегодно съедают две трети добытой в мире железной руды. Потребляет Китай и почти 40 процентов основных цветных металлов. Многие из них в достатке находятся в России.
Красноярский алюминиевый. Второй по мощности завод в мире и крупнейший в России. Здесь выплавляют каждый четвёртый в нашей стране алюминиевый слиток. Основные потребители внутри страны: строители и авиаотрасль. Ценят российский алюминий и в Азии. Крупнейшим рынком сбыта может стать всё тот же Китай.
"Китай в ближайшие годы станет нетто-импортёром алюминия", – прогнозирует Владимир Полин, директор по алюминиевому бизнесу дивизиона Восток ОК "Русал".
Однако закрепиться на китайском рынке будет не просто. Сегодня Пекин строит более 20 алюминиевых заводов суммарной мощностью свыше 30 миллионов тонн. Вполне возможно, через пять лет Китай будет не импортировать алюминий, а экспортировать его.
Впрочем, российские производители без клиентов не останутся. У них самая низкая себестоимость производства – две тысячи долларов за тонну. Спотовые цены на рынке куда выше. Некоторые эксперты ожидают их дальнейшего роста – до 2800 и даже 3000 долларов за тонну.
"Многие считают, что по-прежнему там вопросом считается объем запасов на складах. Мы считаем, что это не является сдерживающим фактором сейчас для рынка и это отражает то, что премии на определенных направлениях Азии, Европы довольно высоки. То есть о чем это говорит? Что физически не хватает, то есть действительно есть физическая потребность в этом металле", – рассуждает Вячеслав Соловьёв, первый заместитель генерального директора ОК "Русал".
Впрочем, алюминиевая тема далеко не ведущая на рынке цветных металлов. Продуктом номер один в этом году вполне может стать медь. Котировки этого промышленного металла почти полгода находятся на исторических максимумах.
"Медь росла в конце прошлого года, когда ряд крупных инвестиционных банков объявили о создании специальных фондов и скупили довольно большие запасы металла", – сообщил Владислав Погуляев, старший партнёр аудиторско-консалтинговой группы "BDO".
Инвестфонды занялись медным промыслом не случайно. На рынке большой дефицит меди, который производители не могут восполнить всем миром. По разным оценкам, нехватка меди на рынке до конца года составит 600 тысяч тонн. Дело в том, что 40 процентов медный рудников в мире практически выработали свои ресурсы – они работают с начала ХХ века. Новых месторождений немного: в Германии, Монголии и на Филиппинах. Их разработка начнётся не ранее следующего года.
"Всегда были проблемы с наращиванием производства этого металла, что благоприятно отражалось в его цене, – говорит Марат Габитов, аналитик "UniCredit Securities". – При прочих равных цены на металл должны скорректироваться. Думаю, до 8000 долларов за тонну. Потому что текущие уровни не обоснованы, они вызваны спекулятивной составляющей".
Впрочем, спекулятивный фактор вполне может подогревать интерес к меди и цены на неё. Объём инвестиций в медь до конца года может составить 1,5-2 миллиарда долларов.
По собратьям меди схожая ситуация. После кризиса все они серьёзно подорожали. За два года цинк прибавил в цене вдвое, никель и олово – втрое. Уже упомянутые алюминий и медь – в два и три раза соответственно.
Опасаясь коррекции по основным цветным металлам, инвесторы всё чаще обращают внимание на "нишевое" сырьё. Тихой гаванью стал вольфрам. Объём рынка всего 80 тысяч тонн. Сделки проводятся крайне редко. Только в прошлом году вольфрам подорожал в полтора раза и продолжает расти в цене.
"Никто не хочет продавать ничего дёшево, и вольфрам тоже. Продавцы с рынка исчезли, покупатели остались, что двигает цены вверх. Но это движение пока идёт от низов, а не от дефицита товара", – сказал Пётр Бобрик, аналитик ИК "Универ Капитал".
Однако дефицит может назреть и здесь. На рынке по существу остался только один крупный производитель – Китай. Все остальные распродают запасы прошлого века, изредка открывая новые производства. Конечно, из-за узости рынка серьёзного ценового ралли по вольфраму ждать не приходится. Но и в цене он наверняка падать не начнёт, считают эксперты. Впрочем, от форс-мажоров не застрахованы и редкие металлы. Японская атомная авария за пару дней обесценила уран на 20 процентов.