Спасение Греции еврозоной есть, по существу, спасение европейских банков, пишет The New York Times. Только французские и немецкие банки держат на 90 миллиардов евро греческих долговых облигаций – как государственных, так и частных. Европейский центральный банк также владеет греческими долговыми бумагами.
Грецию в итоге просто нельзя было не спасти – возможный дефолт страны угрожал банковской системе всей Европы. Находятся ли в этой связи под ударом американские банки? Никто не знает наверняка. Банки Штатов вообще-то не слишком вкладывались в Грецию, зато они – заядлые игроки на рынке деривативов и в частности кредитных дефолтных свопов. Это бумаги, страхующие ответственность за невозвращение средств.
Так вот, ЕЦБ, к которому греческие дефолтные свопы вполне могли перекочевать от какого-нибудь американского банка, в случае обвала в Греции предъявил бы претензии именно к этому банку.
The New York Times отмечает, что именно злосчастные кредитные дефолтные свопы - те самые деривативы, что чуть было не обвалили всю глобальную финансовую систему в ходе финансового кризиса, стартовавшего в Америке. Конечно, греческая бомба, разорвавшись, не вызвала бы столь разрушительных последствий, однако, проверять силу взрыва на практике никому не захотелось.
Главный банкир Италии и вероятно будущий глава ЕЦБ Марио Драги в одной из своих речей особо подчеркнул: никто не знает, какой банк или страна окажется под ударом в ходе использования деривативов. Кто владеет дефолтными свопами? Кто берет на себя реальную ответственность по страхованию страны от дефолта?
Греческий долговой кризис - еще один звонок, напоминающий о том, как мало на самом деле изменилась глобальная экономическая система со времени начала кризиса, и сколько еще предстоит сделать.