Тема:

Кризис в Греции 7 лет назад

Афины задыхаются от слезоточивого газа

Полицейские пускают в ход мотоциклы, шоковые гранаты и газ
Если Афины не сэкономят требуемую сумму, о дальнейшей финансовой помощи речи не идет
Греки встречают перемены камнями и перевернутыми машинами, полиция жестоко избивает людей
Победа премьера Папандреy может войти в историю так же, как и победа его античного предшественника - царя Пирра
Греки, выступающие на площади перед парламентом против сокращения зарплат и пенсий, на глобальные процессы повлиять не могут
Полицейские пускают в ход мотоциклы, шоковые гранаты и газ
Если Афины не сэкономят требуемую сумму, о дальнейшей финансовой помощи речи не идет
Греки встречают перемены камнями и перевернутыми машинами, полиция жестоко избивает людей
Победа премьера Папандреy может войти в историю так же, как и победа его античного предшественника - царя Пирра
Греки, выступающие на площади перед парламентом против сокращения зарплат и пенсий, на глобальные процессы повлиять не могут
В среду правительство Греции должно принять закон о сокращении бюджета страны. Парламент должен решить, возьмет ли Греция 28 миллиардов долларов из карманов своих граждан или объявит себя банкротом. Забастовка против мер экономии уже переросла в открытые столкновения между полицией и демонстрантами.

В среду правительство Греции должно принять закон о сокращении бюджета страны. Парламент должен решить, возьмет ли Греция 28 миллиардов долларов из карманов своих граждан или объявит себя банкротом. Двухдневная забастовка против мер экономии уже переросла в открытые столкновения между полицией и демонстрантами.

Разрывы гранат со слезоточивым газом не утихали в Афинах всю ночь. Гражданский протест все больше напоминает бунт, сил полиции уже не хватает на то, чтобы удерживать провокаторов. Они молоды – как правило, учащиеся и/или безработные, всегда в черном, лица скрыты масками или шлемами. К уличным боям хорошо подготовлены: навыки городской войны с силами правопорядка греческая молодежь хорошо усвоила еще в 2008-м. Тогда жестокие столкновения, начавшиеся после того, как полицейские застрелили подростка, не утихали три недели. Сегодня на улицах греческой столицы звучит тот же лозунг, что и три года назад: "Копы, свиньи, убийцы" — для греческих анархистов это своеобразный код. Означает: драться до последнего.

Пока одни дерутся с полицией, другие дежурят у здания парламента; демонстрация, приуроченная к всеобщей забастовке, продолжилась за полночь. Как и работа депутатов: дебаты по поводу очередного пакета мер государственной экономии длятся уже сутки. Дискуссия настолько напряженная, что даже назначенное на сегодня голосование решили разделить на два этапа: сначала парламенту предстоит одобрить содержание антикризисного предложения, и только завтра — принять закон, который непосредственно запустит программу бюджетных сокращений. Или не принять: большинство социалистов, возглавляемых премьер-министром Георгиосом Папандреу, держится всего на пяти голосах, и с каждым днем протестов единства в рядах депутатов от партии власти становится все меньше.

А ставки слишком высоки: если Греция не сэкономит еще двадцать восемь миллиардов евро за четыре года, Евросоюз и МВФ не переведут Афинам очередную порцию международной помощи. Уже через две недели стране будет нечем платить по счетам, и технически это будет означать дефолт – первый в истории Еврозоны. Экономисты не исключают, что неизбежная за ним паника на международных фондовых площадках вызовет новый виток глобального кризиса, сильнее всего в котором пострадает единая европейская валюта. Прокомментировать этот сценарий уже попросили только что назначенного директора МВФ Кристин Лагард.

"Это самый худший вариант развития событий и, нужно обязательно использовать любые способы, чтобы его не допустить. Это надо сделать организованно и коллективно. Все кредиторы должны прийти к постели больной Греции, а греки должны вести себя ответственно, принимая во внимание как свои финансы, так и тех, кто оказался в самых сложных жизненных обстоятельствах", – говорит она.

Сказать, что на улицах и в парламенте Афин сейчас решается будущее мировой экономики, не будет таким уж преувеличением. Конечно, у Греции остается вариант вернуться к драхме или вовсе выйти из Евросоюза, но тогда полицейским придется защищать уже не парламент, а банки: накопления греков в одночасье превратятся в бумагу.

В центре Афин в воздухе столько слезоточивого газа, что он не рассасывается часами. Респиратор здесь по-прежнему самая полезная вещь. Но, несмотря на слезы и жжение в легких, тысячи демонстрантов остаются на площади Конституции, выкрикивая свои требования. Битва против экономии только начинается.