В Омске реставрируют картину Алексея Радакова

В Омском музее изобразительных искусств открыли новую грань Алексея Радакова – создателя карикатур, шаржей, плакатов и рисунков на злобу дня. После революции Радаков основал в Петрограде артистический кабачок "Петрушка", который сам и оформил.

В Омском музее изобразительных искусств открыли новую грань Алексея Радакова – создателя карикатур, шаржей, плакатов и рисунков на злобу дня. После революции Радаков основал в Петрограде артистический кабачок "Петрушка", который сам и оформил.

Картина, написанная водорастворимыми красками на ткани, более восьми десятилетий хранилась в запасниках Омского музея изобразительных искусств. Лубочные мотивы, к которым охотно обращались художники-авангардисты 10-х годов прошлого столетия, интереса для советского искусства не представляли. Да и подпись "Радаков", сделанная, кстати, дважды, внимания не привлекала. Знали другого Радакова – основателя популярного журнала "Сатирикон", сценографа театров "Бродячая собака" и "Летучая мышь", автора многочисленных шаржей и плакатов. Спустя годы, сотрудники Омского музея изобразительных искусств открыли новую грань творчества художника. Работая в архивах, они обнаружили, что Алексей Радаков организовал и сам же оформил петроградский артистический кабачок "Петрушка".

"В одной из московских газет в мае 1918 года я прочитала о том, что этот подвал состоял из трех комнат. Первая была – "Обжорная", вторая – комната Петрушки, а третья – комната Венер, роскошных обнаженных красавиц. Возможно, наше панно украшало комнату Петрушки", – рассказывает хранитель фонда русской живописи Омского музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля Занфира Девятьярова.

Знаменитые арт-подвалы большевики в 1918 году отнесли к разряду "учреждений паразитов". В спешном порядке их закрывали. С картинами, украшавшими интерьеры, не церемонились. Омское полотно, похоже, просто сорвали со стены. Однако в ходе реставрации специалисты столкнулись с более серьезной проблемой.

"Видите, она вся настолько тонкая, что краска с лицевой стороны вся здесь, на обороте, отпечаталась. Обычно пишут картины на холсте маслом, а здесь водорастворимые краски, и выполнены они на ткани. Не сочетаются материалы. Поэтому реставрационный подход должен быть особый", – считает реставратор Омского музея изобразительных искусств Виктория Ефименко.

Ни капли жидкости, она сразу размоет краску, поэтому загрязнения удаляют только сухим способом, как с пастели или графики. А для того, чтобы соединить разрывы, появившиеся на ткани, используют ультратонкий французский шелк. Впереди у реставраторов сложнейшая операция – обветшавшее полотно будут дублировать на специальную пленку. Представить уникальную картину публике музейщики планируют уже в следующем году.