В московском Историческом музее представили малоизвестное полотно Ильи Репина. Художник писал его почти 20 лет. Почти 100 лет картину не выставляли, хранили в запасниках, причем, в таких условиях, что холст чуть было не потеряли совсем. Он растрескался, краска отпадала кусками. А восстановили картину по открытке, которую случайно нашли в музее.
- С оборота картина смотрится новой. Но, на самом деле, подлинный холст сохранен, он наклеен на новый льняной холст.
Еще четыре года назад на месте этих лиц были белые пятна. Казалось, полотно Репина "Гайдамаки на Умани готовят оружие" невозможно вернуть к жизни. У реставраторов не было ни одного эскиза, ни единого описания. Фотооткрытку случайно нашли в музее-усадьбе художника "Пенаты" под Санкт-Петербургом.
"Поскольку открытка была напечатана по технологии 30-х годов, она очень сильно отличалась по цвету. Но, по крайней мере, по рисунку позволяла восстановить отдельные пострадавшие лики", – рассказывает Юрий Козак, реставратор.
Почти 100 лет об этой картине знали только специалисты. Она не числилась в каталогах и в запасниках, не имела инвентарного номера. В 1945 году Музей революции СССР передал работу художника старой России Историческому музею. Полотно, заклеенное специальной бумагой, было намотано на вал.
"Репин, десятилетиями переписывая холст, писал верхние слои живописи поверх нижних слоев. По сухому. И красочный слой стал отслаиваться под заклейкой", – объясняет Юрий Козак.
Работать над картиной Репин начал в самом конце XIX века под впечатлением поэмы Тараса Шевченко. "Гайдамаки" – поэтический миф о крестьянско-казацком восстании 1768 года "Колиивщина" на Правобережной Украине. Этот парубок в распахнутой на груди рубахе, вероятно, предводитель запорожских казаков Максим Железняк. Раздает своим товарищам окропленное святой водой оружие.
"Видно, как Репин трижды переписывал саблю. Вот она была написана рукоятью к нам. Но потом он отказался от иллюстративного характера живописи, записал саблю, и появился вот этот агрессивный клинок, направленный на нас", – показывает реставратор.
Картина – ребус, который можно разгадывать часами. И тогда за дымом в украинской хате различаются очертания головы, которую Репин почему-то закрасил. Самой хаты изначально тоже не было. Казаки готовились к восстанию в поле. Художник менял детали, добавлял предметы, перерисовывал лица в течение 19 лет.
"Наверное, эволюция замысла была от поэтической иллюстрации к Шевченко до символического изображения трагедии бунта, трагедии насилия, которое связано с историей России уже начала XX столетия", – поясняет Наталья Перевезенцева, хранитель живописи XIX века Государственного Исторического музея.
Из-за многочисленных переделок возникла путаница. Считалось даже, что картин "Гайдамаки" две. Потом обнаружились записи Репина, где упоминалось, что полотно продано частному коллекционеру в Швейцарии. Сейчас доподлинно известно: первый вариант работы, написанный в 1898 году, так никогда и не выставлялся.
"Только в 1917 году Репин переписал полностью полотно на том же холсте и впервые экспонировал картину "Гайдамаки" на 46-ой передвижной выставке в Петрограде и Москве. И впоследствии на выставке "Общины художников", – говорит Наталья Перевезенцева.
И вот теперь, спустя 94 года, в Историческом музее. Полотно Репина "Гайдамаки на Умани" до конца октября будет представлено на выставке "Избранники Клио", после чего станет частью постоянной экспозиции.