В Брюсселе открылся внеплановый саммит Евросоюза и зоны евро. Цель – создать новую антикризисную программу. Уже известно, что участникам саммита удалось договориться по одной из ключевых тем – рекапитализации европейских банков. А вот по другой – реструктуризации долга Греции – решения так и не было принято.
Обстановка в здании Совета Евросоюза в Брюсселе – как в ночь перед решающим экзаменом: главы 27 стран единой Европы должны подготовить общий ответ на вопрос – как справиться с долговым кризисом? А спрашивать будут мировые рынки, и уже сейчас ясно: трейдеры едва ли будут довольны услышанным.
Журналисты, которые съехались в столицу Евросоюза со всего мира еще в воскресенье — одного саммита европейским лидерам уже не хватило — переживают дежа-вю. Первые лица снова просят не ждать сенсаций.
"У нас еще остаются проблемы, которые нужно решить, и переговоры, которую нужно провести, значит, не вся работа еще проделана. Но сегодня мы все настроены сделать очередной шаг вперед", – говорит канцлер Германии Ангела Меркель.
"Сегодня мы должны принять последние решения. Возможно, мы не сможем сформулировать все детали, но общий курс должен быть предельно ясен", – уверен глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер.
Разногласия остаются по двум ключевым вопросам: в каком объеме списывать греческий долг и как именно расширять полномочия Европейского стабфонда: со времени своего создания в мае этого года структура уже пережила одну реформу и теперь готовится к следующей. Размер гарантий, которые стабфонд предоставит под европейские долги, сначала хотели увеличить с 440 миллиардов до четырех триллионов евро, запустив печатные станки Европейского Центробанка. На этом настаивала Франция, но побеждает прагматичный германский подход: эмиссии не будет, но за счет сложной системы залогов и страхования кредитов стабфонд сможет покрыть инвесторам до триллиона евро возможных убытков. Германия к этому уже готова: Ангела Меркель перед приездом в Брюссель заручилась согласием Бундестага. Депутатам она заявила: Европа сегодня находится в самом тяжелом положении со времен Второй Мировой войны.
"То, что хорошо для Европы, хорошо и для Германии. Еще полвека мира и процветания в Европе не настанут сами собой. Если падет евро, падет вся Европа", – убеждена она.
При этом триллионного стабфонда надолго не хватит: у правительств европейских стран-должников будет не больше года на то, чтобы поправить свои бюджеты. И проблема даже не в Греции – вместе с Ирландией и Португалией ее долги составляют всего семь процентов европейских, – а в Испании и Италии. Третьей экономике Евросоюза принадлежит четверть всего внешнего долга Евросоюза, к тому же страна снова оказалась на грани политического кризиса. Римский план мер экономии, который ожидают увидеть в Брюсселе, стал причиной раскола в итальянской правящей коалиции. Дебаты в парламенте длились одиннадцать часов и едва не привели к кровопролитию – депутаты начали выяснять отношения на кулаках. Похоже, никто в Европе уже не сомневается – очередной кризисный саммит в Брюсселе точно не станет последним.