"Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова вернулся на большие экраны. Историческая мелодрама впервые вышла в прокат в конце 90-х, вернув надежду, что производство и показ большого отечественного кино возродятся. Так и случилось.
Повторный показ, переосмысление, жизнь фильма в новой эпохе. О легендарном уже "Сибирском цирюльнике" Михалкова можно говорить, употребляя разные метафоры и определения. В этот раз сами прокатчики предложили показывать фильм на большом экране в столице и провинции. Причем это будет кинопроектор и 35-миллимитровая пленка, то есть прекрасное качество.
Кинозалы в уже далеком 1999 году были переполнены, когда давали "цирюльника". Будет ли так же сейчас? Никите Михалкову интересна реакция зрителей. Особенно тех, кому немного за 20.
Этот фильм был задуман в 1988 году, а снят только через 10 лет. С одной стороны, решили работать с западными продюсерами, затем не сошлись во взглядах, решили обойтись без них. С другой, кино почти не снимали в те годы в стране. "Сибирский цирюльник" стал эпохальным, как доказательство, что Россия может и будет снимать фильмы.
О том, как выстрадали эту ленту, снят отдельный документальный фильм. В Сибири в тайге, в глуши не обошлось без помощи МЧС и лично Шойгу. Каток на озере перед Новодевичьим монастырем при температуре выше ноля – тут подсобил комбинат мороженого, морозил лед.
Сам президент Борис Ельцин распорядился выключить рубиновые звезды Кремля, чтобы Михалков снял нужные сцены. Массовые сцены, съемки с нескольких российских городах и Португалии. Актеры, игравшие юнкеров, некоторое время жили в военном училище, причем по уставу середины XIX века. А балы, а кулачные бои, а великолепные актеры! Это первый постсоветский блокбастер. Но фактура – это еще не все. Главное – содержание. По сути, это взгляд на национальное самосознание от Михалкова. С фразой, ставшей мемом, – "он русский, это многое объясняет".