Дневной сон делает детей счастливее и умнее

Дети, которые спали днём, более счастливы, имеют меньше поведенческих проблем и более высокий уровень IQ, чем их сверстники, которые отказываются от дневного сна.

Дети, которые спали днём, более счастливы, имеют меньше поведенческих проблем и более высокий уровень IQ, чем их сверстники, которые отказываются от дневного сна.
GLP

Переходя из детского сада в школу, многие дети радуются тому, что им больше не придётся спать днём. И напрасно. Учёные выяснили, что "тихий час" даёт сразу несколько важных преимуществ детям "предподросткового" возраста.

Переходя из детского сада в школу, многие дети радуются тому, что им больше не придётся спать днём: у кого-то попросту нет желания тратить время на сон, а кто-то считает отказ от такого отдыха признаком взросления.

Однако учёные из Университета Пенсильвании и Калифорнийского университета в Ирвайне настаивают: для нормального когнитивного и эмоционального развития дневной сон школьникам необходим.

В ходе новой работы команда проанализировала данные о трёх тысячах детей в возрасте 10-12 лет. Сведения были собраны в Китае, где ученики начальной и средней школы соблюдают режим, предписывающий дневной сон.

Каждый из участников исследования сообщал о частоте и продолжительности дневного сна, а учителя предоставляли информацию о достижениях ребят в учёбе и об их поведении. Кроме того, специалистов интересовали результаты когнитивных и психологических тестов, а также физические показатели детей (индекс массы тела и уровни глюкозы в крови).

Сбор данных проводился с 2011 по 2013 год, и исследователи смогли оценить, как изменялись показатели детей, пока те обучались в четвёртом, пятом и шестом классах.

Затем учёные проанализировали связи между каждым показателем и дневным сном, учитывая при этом пол ребёнка, образование родителей, продолжительность ночного сна и другие факторы.

В результате оказалось, что дети, которые спали днём, были более счастливы, проявляли лучший самоконтроль, имели меньше поведенческих проблем и более высокий уровень интеллекта, чем их сверстники, которые отказывались от дневного сна.

Особенно заметна была разница в успеваемости, коррелирующая с дневным сном, среди шестиклассников. Так, у детей, которые дремали днём трижды в неделю и чаще, успеваемость была выше в среднем на 7,6%.

Любопытно, что девочки спали днём в среднем чаще мальчиков, а шестиклассники – чаще учащихся четвёртых и пятых классов.

При этом авторы исследования отмечают, что многие лабораторные исследования с участием людей всех возрастов показали: дневной сон может улучшить выполнение отдельных когнитивных задач так же, как и целая ночь сна (недаром учёные советуют студентам подремать перед экзаменом).

В ходе будущих работ специалисты намерены отдельно рассмотреть некоторые выявленные взаимосвязи. К примеру, их интересует, почему дети более образованных родителей спят днём чаще, чем дети, чьи родители хуже образованы.

Авторы также уверены, что новые данные должны быть внимательно изучены педиатрами и должностными лицами систем образования и здравоохранения.

Не так давно, напомним, специалисты получили данные, показывающие, что более позднее начало уроков в средней школе улучшает качество сна подростков, а также повышает посещаемость и академическую успеваемость. Однако вполне возможно, что дневной сон мог бы стать не менее эффективным способом улучшить учебные успехи школьников (а также сократить время, проведённое у экранов гаджетов), заключают исследователи.

Подробнее об этой работе рассказывается в статье, представленной в специализированном научном издании Sleep.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о пользе сна после учёбы и об онлайн-калькуляторе, который поможет школьникам и студентам вернуться к правильному режиму сна после летних каникул.