Не такие уж мирные: неожиданные находки меняют представления о цивилизации майя

Майя вели жестокие войны и уничтожали целые города задолго до начала краха своей империи.

Майя вели жестокие войны и уничтожали целые города задолго до начала краха своей империи.
GLP

Фрагмент каменной стелы, пострадавшей во время пожара в Вицне. Артефакт датирован 650-750 годами нашей эры.

Фрагмент каменной стелы, пострадавшей во время пожара в Вицне. Артефакт датирован 650-750 годами нашей эры.
Фото Francisco Estrada-Belli, Tulane.

Майя вели жестокие войны и уничтожали целые города задолго до начала краха своей империи.
Фрагмент каменной стелы, пострадавшей во время пожара в Вицне. Артефакт датирован 650-750 годами нашей эры.
Долгое время считалось, что на пике своего развития империя майя была не слишком воинственной: насилие ограничивалось жертвоприношениями и локальными вооружёнными конфликтами, связанными с борьбой за власть. Однако новые археологические находки свидетельствуют о тотальных войнах и жестокости легендарного народа.

Долгое время историки считали, что майя были не слишком воинственным народом, особенно по сравнению с ацтеками. На пике культурного развития, в классический период (250-900 годы нашей эры), цивилизация существовала относительно мирно. Народ развил обширные торговые сети, изготавливал керамические изделия, изучал звёзды и создавал календари. Насилие в этот период ограничивалось жертвоприношениями и локальными столкновениями, в основном связанными с борьбой за власть, которые не затрагивали всё население.

Предполагалось, что лишь позднее усилившаяся засуха и нехватка ресурсов привели к тотальной войне: города и династии были стёрты с лица земли, и в конце первого тысячелетия нашей эры наступил упадок легендарной цивилизации.

Однако учёные из Калифорнийского университета в Беркли и Геологической службы США получили свидетельства того, что майя, вероятно, вели кровопролитные войны задолго до начала краха своей империи.

Открытие было сделано благодаря геологам, изучавшим давние климатические изменения. В озере под названием Лагуна-Эк-Нааб на севере Гватемалы они обнаружили слой древесного угля толщиной примерно в 2,5 сантиметра. Находку посчитали признаком поджога близлежащего города-государства Вицна. Слой, из которого был изъят этот фрагмент, датировали 690-700 годами нашей эры.

Присоединившиеся к работе археологи исследовали сохранившиеся до наших дней памятники Вицны, и оказалось, что все они хранят следы сильного пожара.

А на одной из каменных стел в Наранхо – крупном городе майя классического периода, который располагался в 32 километрах к югу от Вицны, – была найдена иероглифическая надпись, в которой упоминается о серии успешных военных кампаний против соседнего города Бахлам Джол (майянское название Вицны). Надпись гласит, что 21 мая 697 года он "сгорел во второй раз".

Фрагмент каменной стелы, пострадавшей во время пожара в Вицне. Артефакт датирован 650-750 годами нашей эры.

Специалисты, изучающие историю майя, полагают, что войну против Вицны развязала королева Наранхо, которая пыталась восстановить свою династию после того, как город пришёл в упадок. Она посадила на трон своего семилетнего сына, а затем начала военные кампании, чтобы уничтожить все восставшие города.

Вицну, впрочем, позднее восстановили, хотя население заметно сократилось. Об этом свидетельствуют более поздние донные отложения озера Лагуна-Эк-Нааб, а также символ города, найденный на стеле, возведённой в 800-х годах нашей эры.

Тем не менее исследователи считают, что в данном случае разрушения можно охарактеризовать как "акт тотальной войны".

Кроме того, в тексте говорится, что "пулюуй" (в трактовке экспертов – сжигание или уничтожение) подверглись ещё три города – Комком, Кинчил и Кан Вицнал.

Авторы исследования полагают, что майя использовали тактику выжженной земли, направленную на полное уничтожение всего, что может быть полезно врагу – пахотных земель, продовольствия, ключевых сооружений и так далее.

Примечательно, что символ, обозначающий "пулюуй", ранее был замечен в других текстах майя. Это говорит о том, что уничтожение целых городов было, вероятно, более распространённым явлением, чем считалось.

Новые данные меняют представление о "мирных" майя, ведь ранее не было известно, что даже на пике своего развития они вступали в кровопролитные разрушительные войны. Цели этих войн не ограничивались захватом высокопоставленных особ с целью получения выкупа или жертвоприношения, но несли непомерные инфраструктурные и людские потери другим городам-государствам, пишут в своей работе исследователи. По их мнению, причины войн были не только политические, но и экономические: из-за экологического стресса майя стремились завоевать как можно больше новых земель.

Сейчас специалисты собирают данные для составления палеоклиматических моделей, чтобы оценить роль изменений (в частности, засухи) в этих событиях.

Более того, это открытие может свидетельствовать о том, что впоследствии военные действия, связанные с изменением климата и борьбой за ресурсы, возможно, сыграли меньшую роль в упадке империи майя, чем считалось ранее.

"Я думаю, теория о том, что предполагаемый переход к тотальной войне был основным фактором распада общества классических майя, больше не жизнеспособна. Мы должны переосмыслить причину их краха ", – резюмирует соавтор исследования археолог Франсиско Эстрада-Белли (Francisco Estrada-Belli) из Тулейнского университета.

Научная статья по итогам этой работы представлена в журнале Nature Human Behaviour.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, какие секреты раскрыл амулет вождя майя и какая "валюта" была популярна у этого народа. Писали мы и о том, как сканирование джунглей помогло обнаружить десятки тысяч построек майя.