Для многих людей потеря работы становится настоящим ударом. Однако тяжесть психологической травмы, нанесённой фразой "вы уволены", может зависеть от того, кто займёт освободившееся рабочее место – человек или машина. Такой вывод сделали учёные из Мюнхенского технического университета.
В ходе новой работы они провели ряд опросов.
В первом приняли участие 300 человек. Их попросили представить, что компании, в которой они работают, предстоит уволить сотрудника и заменить его либо роботом, либо другим человеком. Вопрос состоял в том, кем бы добровольцы предпочли заменить уволенного коллегу. 62% выбрали другого человека.
Но когда участников попросили представить, что в той же ситуации оказались они сами, лишь 37% предпочли, чтобы их заменил другой человек, а не робот.
В другом исследовании принял участие 251 человек. Их попросили оценить степень негативных эмоций (таких как грусть, гнев или разочарование) в тех же ситуациях.
Респонденты признались: когда речь шла о замене других людей роботами, они испытывали более сильные негативные эмоции, чем в том случае, когда речь шла об их собственном увольнении "в пользу" машины.
Специалисты полагают, что такие ответы связаны с восприятием роботов людьми. Если человека лишают рабочего места и отдают его другому человеку, это наносит удар по самооценке первого: он начинает сомневаться в собственной компетентности. Между тем машины, лишённые личности, вызывают меньше эмоциональных реакций, поскольку речь не идёт о так называемом социальном сравнении.
Это предположение подтверждают ответы людей на вопрос, какая замена (человеком или машиной) в большей степени заставит их сомневаться в собственной профпригодности.
В ещё одном опросе приняли участие 296 человек, работающих на предприятиях обрабатывающей промышленности. Треть респондентов высказали мнение, что уже в ближайшем будущем их могут заменить машинами. И большинство этих работников также сообщили, что предпочли бы быть заменёнными именно роботами, а не другими людьми.
Собственно, та самая треть работников недалека от истины: согласно разным подсчётам, уже в ближайшем будущем (в считанные десятилетия и даже годы) миллионы людей могут лишиться своих рабочих мест. А кому-то – и таких тоже немало – придётся подстраиваться под автоматизацию многих процессов и сотрудничать с машинами.
Второй вариант, конечно, более предпочтителен, поскольку речь не идёт об увольнении. Напротив, современные технологии могут облегчить работу людей во многих сферах, считают исследователи. К примеру, ещё несколько десятилетий назад кассирам банков приходилось работать с большим количеством наличных и проводить операции, о которых теперь может позаботиться банкомат. Тем не менее люди продолжают работать в банках и сегодня: помогают клиентам "наладить общение" с машинами и выполняют операции онлайн.
А вот низкоквалифицированным работникам (например, сотрудникам складов, курьерам и водителям), вероятно, повезёт меньше: в некоторых сферах речь может идти о полном роботозамещении, считают авторы исследования.
Они также уверены, что государствам и предприятиям необходимо учитывать потенциальные психологические последствия массового трудового роботозамещения и разрабатывать программы поддержки – не только материальной, но и психологической – для тех людей, которые в будущем лишатся рабочих мест.
Подробнее с работой немецких учёных можно ознакомиться в статье, опубликованной в журнале Nature Human Behaviour.
Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, почему людям не стоит бояться конкуренции с машинами.