В ходе своей недавней поездки в Вашингтон президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган лично столкнулся с возмущением конгрессменов. Несмотря на то, что Дональд Трамп дал согласие на военную операцию Анкары в Сирии — за что Белый дом критиковали не только противники, но и сторонники президента — этот шаг стал еще одним подтверждением растущего отличия Турции от своих союзников по НАТО.
Либеральные политики США опасаются, что Трамп выведет Америку из НАТО. Однако на данном этапе более вероятным считается отказ Анкары от членства в 70-летнем военном союзе, так как, по мнению Эрдогана, НАТО перестало служить национальным интересам Турции. Совершенно очевидно, что Анкара сегодня больше ориентируется на Восток, чем на Запад. Выход страны из НАТО не будет чем-то беспрецедентным, поскольку Шарль де Голль вывел Францию из блока в 1967 г., напоминает The National Interest.
Кульминационным моментом в отношениях Анкары с НАТО стал сбитый турецкими ВВС в 2015 г. российский истребитель Су-24. Тогда многие наблюдатели опасались, что сирийский конфликт может перерасти в масштабную войну. Однако, когда США отказались поддержать турецкую версию инцидента, Эрдоган извинился перед Путиным и пообещал восстановить отношения с Россией, что вскоре и произошло.
Выход из НАТО позволил бы Эрдогану отказаться от постоянной оглядки на Соединенные Штаты и Европу и не выслушивать возмущения и критику из Вашингтона и Брюсселя по поводу его политики. Отказ от членства освободил бы Турцию от необходимости выполнять обязательства перед североатлантическим альянсом и дал бы простор для стратегической гибкости для усиления влияния на Ближнем Востоке, Центральной Азии и даже в Африке.
Турция также могла бы свободно развивать отношения с Россией, получать техническую помощь от Москвы для оборонного сектора и покупать больше российской военной техники. Турки считают российских поставщиков оборонной продукции более надежными: их не волнует политика президента Эрдогана в области прав человека. Что касается бизнеса, то Анкара смогла бы без согласования с США принять участие в китайском проекте “Один пояс — один путь”.
Несмотря на утверждения Трампа о стратегических американо-турецких отношениях, большинство политиков в Вашингтоне с этим не согласны. Известный сторонник Трампа, сенатор-республиканец Линдси Грэм выступил соавтором законопроекта, поддерживающего экономические санкции против Турции за ее военную кампанию против курдов.
“Единственная реальная угроза безопасности для Европы исходит от России. Однако нет никакой гарантии, что в случае конфликта Турция будет на стороне НАТО. Внешняя политика Анкары сегодня сильно отличается от политики западных государств, а ее отношения с Россией, включая сотрудничество в Сирии, не позволят ей бросить вызов Москве ни там, ни где-либо еще”, — говорит эксперт CATO Institute Дуг Бэндоу.
Аналитики из Center for American Progress задают другие важные вопросы: “Как долго Турция будет деградировать и отказываться от стандартов НАТО? И стоит ли западному блоку готовиться к наихудшему сценарию развития событий?”
Дистанцирование и ухудшение отношений уже началось. Пентагон исключил Анкару из программы американских истребителей F-35 из-за покупки российских С-400. Кроме того, все, кроме трех членов палаты представителей, недавно проголосовали за признание геноцида армян. Законодатели до этого не решались признать зверства времен Первой мировой войны, чтобы не обидеть Турцию.
“Турция все больше отказывается от западных ценностей и все больше становится авторитарным ближневосточным государством, которое гордится своим османским прошлым”, — отмечает профессор Лондонской школы экономики Кристофер Кокер.
Все это несовместимо с членством в НАТО, так как это либеральная западная организация, продвигающая коллективную защиту демократии. Следовательно, выход из НАТО — ожидаемый шаг для новой Турции.