Учёные из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London) выяснили, что мозг танцоров классического балета адаптируется к бесконечным фуэте и поворотам корпуса, в результате они перестают ощущать головокружения во время танца. Годы тренировок подавляют сигналы, идущие от вестибулярных органов во внутреннем ухе к мозгу.
Как правило, чувство головокружения возникает именно из-за этих сигналов. Миниатюрные камеры, расположенные во внутреннем ухе, наполнены жидкостью. При повороте головы или вращении корпусом тоненькие волоски ощущают перемещение жидкости в камере и передают информацию мозгу о том, что тело движется. Когда мы перестаём кружиться или мотать головой, жидкость по-прежнему подвижна, и потому волоски заставляют мозг думать, что мы всё ещё не прекратили вращение. Голова кружится.
Но артисты балета способны кружиться много часов подряд и почти не чувствовать дискомфорта. Чтобы разобраться в этом феномене, учёные пригласили в лабораторию 29 балерин и 20 обычных женщин той же комплекции и возраста. Всех их попросили войти в тёмную комнату, сесть на кресло на колёсах и раскрутиться с максимальной скоростью. После остановки им нужно было нажать на специальный рычаг в тот момент, когда им перестанет казаться, что они всё ещё кружатся.
Исследователи также измерили у участниц эксперимента длительность рефлексов глазного дна, вызванных сигналами от вестибулярного аппарата, и провели магнитно-резонансное сканирование структуры головного мозга.
У балерин и рефлексы глазного дна, и собственное ощущение головокружения длились намного меньше, чем у представительниц контрольной группы. Сканирование мозга также выявило различие между балеринами и обычными женщинами.
Наиболее явные различия наблюдались в той зоне мозжечке, что обрабатывает сенсорную информацию от вестибулярных органов, и в коре головного мозга, ответственной среди прочего за головокружение. Так, соответствующая зона мозжечка у балерин была несколько меньше по объёму, да и в коре наблюдались сокращения "мешающих" отделов.
Ведущий автор исследования Барри Симангал (Barry Seemungal) полагает, что эта особенность структуры мозга у танцоров балета обусловлена тем, что они реже полагаются на сигналы от вестибулярного аппарата и чаще на свою отточенную координацию движений.
"Их мозг адаптировался за годы тренировок к бесконечным поворотам тела. Поэтому транслируемый от внутреннего уха сигнал ослаб, что делает их устойчивыми к чувству головокружения", — поясняет Симангал в пресс-релизе.
Авторы работы, статья о которой вышла в журнале Cerebral Cortex, полагают, что на основе сделанных выводов можно будет подобрать новую методику лечения хронического головокружения, которое наблюдается едва ли не у каждого четвёртого жителя Земли.
"Если лечение будет направлено конкретно на эти области мозга и подавление сигналов, то оно будет эффективнее любых других средств", — уверен Симангал.
Также по теме:
Челябинские учёные представили уникальный авиатренажёр для начинающих пилотов
Видео: Стиль жизни. Вестибулярный аппарат
Найдены гены, позволяющие якам и людям выживать в высокогорьях Тибета
Рожденные чувствовать
