Капитан судна "Норд", которого удерживали на Украине почти год, вернулся в Крым. Владимир Горбенко перестал выходить на связь две недели назад. О его местонахождении не знали даже адвокаты. Капитана объявили в розыск. Как ему удалось пересечь границу, и как его встретили дома родные?
Младшая дочь Полина от папы теперь ни на шаг не отходит. Десять месяцев не виделись. Владимир Горбенко сейчас дома, в Керчи. И это само по себе сенсация. Капитан рыболовецкого судна "Норд" был на Украине под арестом почти год. Еще 26 марта 2018 года корабль захватили украинские пограничники.
- Изначально я думал, что будет обычная проверка.
Обычная вроде бы проверка корабля обернулась задержанием якобы за незаконное пересечение границы.
- Акция была целенаправленная. Выходило военное судно именно для задержания рыболовецкого судна из Крыма.
Нашим морякам грозило несколько лет тюрьмы. Киевские власти просто не признавали российское гражданство рыбаков и предлагали им сделку — признать себя украинскими гражданами и гарантировано получить лишь условные сроки. Но и рискуя попасть в тюрьму, никто из них даже на словах от России не отказался.
- Вы готовы были рискнуть свободой ради этого?
- Ну, по большому счету я-то и рисковал. По краю просто прошел. Дело принципа, однозначно. Мы люди такие, я не буду говорить за всех, но нас так воспитывали наши предки. На переправе коней не меняют. Если уже приняли решение, что мы — граждане Российской Федерации, то мы будем за это стоять до конца.
Семерых моряков "Норда" — всех, кроме капитана — обменяли 30 октября на украинских нарушителей границы. С собой в Крым экипаж тайно вывез и российских флаг, который прежде развевался над "Нордом". Гражданские моряки, но они словно боевое знамя спасали триколор от поругания. Вынесли его на себе.
Владимир Горбенко остался на Украине, его там хотели судить. Приставили охрану. Многомесячная разлука с семьей по надуманным основаниям. И вот вдруг сообщение, что он пропал. Адвокаты предполагали самое худшее — силовую провокацию СБУ. Но капитан "Норда" оказался дома. От слежки ушел до смешного просто. В Мелитополе, где жил у родственников, сел в такси и уехал.
"Я для себя подумал, а что, если никого не буду оповещать и уеду? И поехал в путь. С пересадками. И так добрался до пункта пропуска "Чаплынка" — это Херсонская область граничит с Крымом. Предъявил свой российский паспорт. По факту получилось удачно. Может, это и фактор неожиданности, но я теперь дома", — рассказывает Владимир Горбенко.
Капитан не считает себя беглецом. С правоохранительными органами Украины готов общаться, в суде тоже готов участвовать, но дистанционно. А жить пока собирается дома. Если же украинские полицейские хотят приехать в Керчь — пожалуйста.
- Если ты прав, то всегда надо идти до конца, да и все.
Владимир Горбенко тех украинских силовиков, с которыми общался, ни в чем не винит. Общались они с ним корректно, хоть и выполняли откровенно глупый приказ киевских властей. Тяжело было, говорит капитан, только из-за разлуки с семьей. 10 месяцев дети росли без отца.
- Дети очень сильно подросли, поменялись. Младшая дочь на тот момент, когда я уходил в море, еще не разговаривала. Сейчас, когда я вернулся, она уже и подросла, и вовсю лопочет, рассказывает, что-то придумывает, фантазирует.
Четырехлетняя Полина даже и не знала, что папа мог бы оказаться в украинской тюрьме. Просто ждала его с работы. И дождалась, не сомневаясь, что всегда так и должно быть.