Американский Минфин ввел санкции против Национальной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA. Ограничения интересные: продавать нефть в США Венесуэла по-прежнему может, но денег правительство не получит. Как это может работать и что теперь будет с нефтяным сектором страны?
Национальная нефтяная компания Венесуэлы готовится к вступлению санкций США. На полное прекращение операций с PDVSA американский Минфин дал два месяца — до 29 марта. К этому времени должны быть заблокированы все её активы на территории США (семь миллиардов долларов). Впрочем, американские компании смогут покупать нефть и дальше, если деньги от ее продажи не попадут к правительству Николаса Мадуро.
"При любых покупках венесуэльской нефти американскими организациями деньги должны будут идти на заблокированные счета. Я связывался со многими НПЗ, сейчас в пути находится значительное количество нефти, которая уже оплачена; она будет продолжать поступать в США. Если в Венесуэле захотят продолжать продавать нам нефть, пока эти деньги поступают на заблокированные счета, мы продолжим её приобретать", — заявил министр финансов США Стивен Мнучин.
Исключение, о котором говорит Стивен Мнучин, сделано не случайно. И бездумно вводить санкции против Венесуэлы без последствия для собственной экономики у Белого дома не получится. Венесуэльское сырье закрывает примерно 7% потребностей Соединённых Штатов.
Несмотря на бум добычи сланцевой нефти, по своим характеристикам она уступает венесуэльской. Поэтому Вашингтон и разрешил продолжить операции по покупке нефтепродуктов у CITGO — это дочерняя компания PDVSA в Штатах. При условии, что полученные ею средства будут аккумулировать на заблокированном счёте в США без возможности перевода в Венесуэлу.
Как заявил на брифинге в Белом доме советник по национальной безопасности Джон Болтон, в результате санкций Каракас лишается 11 миллиардов долларов ежегодной выручки. Но так ли это и насколько катастрофичны будут последствия санкций для Венесуэлы?
Действительно, страна на 90% зависит от торговли сырьем. Половину объемов (500 баррелей в сутки) они поставляют в США, где дочерняя компания PDVSA имеет свою сеть перерабатывающих заводов.
Но даже если поставки с ее заводов полностью прекратятся, это не приведет к исчезновению венесуэльской нефти с американского рынка. Просто изменятся маршруты поставок, и стоить эта нефть будет дороже.
"Сама венесуэльская нефть течь никуда не перестанет, — говорит Вячеслав Мищенко, независимый эксперт нефтегазового рынка. — Ее просто перестанут закупать по той схеме, к которой привыкли. Американские трейдеры уйдут, но появится прослойка, которая будет реализовывать эту нефть на свободном рынке тем же американским НПЗ. Будет ли Венесуэла искать новые рынки сбыта, я сомневаюсь... Не время сейчас менять какие-то схемы. Надо продолжать поддерживать тот уровень добычи, который позволит им расплачиваться по кредитам и экспортировать нефть".
Нефтяные цены после снижения перешли к росту. Казалось бы, геополитический фактор должен был бы подстегнуть стоимость барреля, но на практике заметный рост мы вряд ли увидим, говорят эксперты. Добыча в стране находится на многолетних минимумах — всего около миллиона баррелей в сутки. А такие объемы вряд ли способны двигать котировки. Ближневосточные страны вполне способны компенсировать выпадающие поставки. К тому же на мировом рынке в первом квартале наблюдается избыток предложения — примерно 200 тысяч баррелей в сутки.
По следующему кварталу ситуация будет еще более благоприятная.
"Предложение будет превышать спрос на 1 миллион баррелей в сутки. Потенциальный уход венесуэльской нефти не приведет к драматическому развитию событий. Мы ожидаем рост цены на тяжелые сорта, именно те, которые экспортирует Венесуэла", — говорит Мария Белова, директор по исследованиям VYGON Consulting.
Венесуэльскую нефть покупает не только США, поставки идут и в Китай. Сотрудничество Пекина с Каракасом можно на полном основании назвать масштабным.
Инвестиции Поднебесной в нефтяной сектор страны оценивается в 50 миллиардов долларов.
В МИД Китая уже заявляли, что намерены продолжить двустороннее сотрудничество и американские санкции не станут для этого препятствием. Венесуэла и Китай остаются важными торгово-экономическими партнерами.
Что касается России, то в Минфине прокомментировали возможные сложности с обслуживанием Венесуэлой своих долгов. По словам замминистра Сергея Сторчака, все будет зависеть от армии и военнослужащих, насколько они будут верны своему долгу и присяге.