Новая Зеландия прожила первые сутки после того, как в бойне в мечетях погибли 50 человек. В свое время "Вести в субботу" сделали первое в России телеинтервью с премьер-министром Новой Зеландии, и мы неплохо представляем характер этой страны — крайне удаленной и крайне спокойной. Мы списались с нашими друзьями там: все — в шоке.
Именно этот человек и устроил бойню, о которой теперь знают во всем мире. В наручниках и уже в тюремной одежде в зале суда он не произнес ни одного слова, но демонстрировал нацистские жесты. Адвокатов показали лишь мельком. В данном случае об освобождении под залог никто не просил.
Судья пока предъявил 28-летнему мужчине обвинение в убийстве как минимум одного человека. Ожидается и обвинение в терроризме. И уже за кадром судья объявил: "Мое временное распоряжение состоит в том, чтобы запретить разглашение имени подсудимого или любой другой информации, которая может привести к установлению личности этого человека. В противном случае может возникнуть неоправданная опасность для семьи подсудимого".
На само деле имя известно — Брентон Таррант. Выяснилось, что проживал он не в Крайстчерч, где устроил стрельбу, а в соседнем Данидине. Весь квартал вокруг его дома был оцеплен несколько часов, полиция задействовала даже робота-сапера.
И опять же все уже знают о так называемом "манифесте" Тарранта, где он излагает свои антимусульманские и антииммигрантские воззрения, основанные в том числе на том, как он понимает наследие даже боснийского серба Караджича. Выяснилось, что за десять минут до совершения массового убийства Таррант разослал свой манифест в офис премьер-министра и еще 70 адресатам. А ведь опасность состоит в том, что подобного рода идеи, приводящие к терактам, бродят в Интернете по всему миру.
Жертвами атаки, по последним данным, стали уже 50 человек. В больнице скончался подданный Саудовской Аравии. Под наблюдением медиков остаются еще как минимум 39 пострадавших, включаю 4-летнюю девочку и двухлетнего малыша. Помимо уроженца Австралии Брентона Тарранта задержаны еще двоих подозреваемых. Еще один мужчина оказался не причастен к нападению, а просто имел при себе огнестрельное оружие и намеревался оказать помощь полиции. Он уже отпущен.
Таких потерь Новая Зеландия не знала со Второй мировой. В Крайстчерч стянуты дополнительные силы. Утром приходили сообщения, что из-за угрозы оцеплена больница в городе Хейстингс. Оказалось, ложная тревога.
В Крайстчерч прилетела и премьер-министр стран Джасинда Ардерн. Первым делом она посетила местную мусульманскую общину, назвала произошедшее терактом, а скинув на пресс-конференции платок на плечи, заявила, что в стране необходимо менять законы, регулирующие оборот оружия.
"У преступника были два полуавтоматических ружья и два дробовика, а также лицензия на все это. Расследование того, как он приобрел оружие и получил на него лицензию, еще ведется, но я уже могу с точностью сказать, что наше законодательство об оружии точно изменится. Уже были попытки ужесточить законы в 2005-м, 2012-м и 2017 годах. Однако сейчас — самое время для изменений".
Действительно, законодательство об оружии в Новой Зеландии построже, чем в США, но не такое строгое, как в Европе и соседней Австралии. По статистике, на руках легально находятся почти полтора миллиона единиц оружия, общего реестра не существует. Приобрести его может любой, кто старше 16 лет. За право на ношение возьмут всего 25 долларов. Тот же Таррант в 2017 году спокойно получил лицензию на владение оружием и приобрел винтовки. Дважды ездил в Турцию, затем в Пакистан, но не вызывал подозрения у полиции.
В Крайстчерч к месту трагедии люди весь день несут цветы, зажигают свечи. Стоят молча или молятся, едва скрывая слезы. "Эпоха невинности", как написала одна местная газета, для Новой Зеландии завершилась.