Кровавый теракт потряс Новую Зеландию и весь мир. Сразу в двух мечетях города Крайстчерч расстреляны 50 мусульман. Еще примерно столько же ранены. Соболезнования премьер-министру Новой Зеландии направил Владимир Путин и лидеры десятков стран мира.
Полиция схватила стрелявшего через 36 минут после того, как тот открыл огонь. Преступник — 28-летний Брентон Таррант, уроженец соседней Австралии, известный в Сети своими ультраправыми взглядами. Накануне он опубликовал в сети многостраничный манифест, где объявил свои действия терактом и заявил, что был вдохновлен действиями норвежского националиста Брейвика.
Для Новой Зеландии все произошедшее — настоящий шок. Теракт в Крайстчерче показал, что у экстремизма нет ни границ, ни национальной или религиозной принадлежности.
"Это не Новая Зеландия" — гласит надпись на табличке. В самой безопасной стране на планете не верят в то, что у них случилось такое. Море цветов и слез у мечетей, где расстреляны десятки мусульман.
"Это невероятно грустно. Нам потребуется очень много времени, чтобы преодолеть случившееся. Никогда не думали, что такое случится с Новой Зеландией. что экстремизм придет в эту прекрасную страну. Здесь живут замечательные люди, и расизма никогда не было", — говорят местные жители.
Премьер-министр страны Джасинда Арден на место трагедии — в город Крайстчерч — приехала с платком на голове — ее знак солидарности с мусульманами. Успокаивает соотечественников поправками в закон об оружии. Их не могут принять с 2005 года.
"Мы больше не можем воздерживаться от работы, которую мы должны выполнить в отношении нашего закона об оружии. В новой Зеландии он должен быть изменен, и он изменится", — заверила Арден.
Винтовку, пистолет, ружье там продадут любому, кто старше 16 и заплатит пошлину 25 долларов. Брентон Таррант на весь свой арсенал имел лицензию, с ней и отправился убивать.
Убиты 50 человек. Пощады не было ни старикам, ни детям. Убит и этот улыбчивый парень. Атта Элайян — вратарь сборной Новой Зеландии по мини-футболу. Среди погибших много беженцев из Сирии — страна их охотно принимала.
Абдул Азиз был в мечте с двумя сыновьями, защищая детей, он бросился на нападавшего. "Я бросил в него терминал для кредитных карт. А он взял в машине другую винтовку и начал в меня стрелять. Дети через окно кричали мне: папа, вернись внутрь. Но я старался отвлечь стрелка на себя, чтобы он не вернулся обратно в мечеть", — вспоминает Азиз.
Брентону Тарранту уже предъявлены обвинения в убийстве. На суде он не сказал ни слова. В Австралии, откуда родом преступник, про него говорят, что он — вежливый молодой человек. После школы работал фитнес-тренером. Рано потерял отца. Сейчас его мать и сестру, опасаясь мести, взяла под охрану полиция.
Бабушка не боится говорить о внуке. "Он проводил все время за компьютером. Изучал что-то в Интернете, играл в компьютерные игры, с тех пор, как он съездил за границу, совсем изменился. Он уже не был тем мальчиком, которого мы знали", — отметила она.
Он побывал в Пакистане, Северной Корее, в Турции и в странах ЕС. О бойне, которую готовит, Таррант предупреждал. За несколько минут до атаки выложил в Сеть 70-страничный манифест, в котором объяснился, почему идет на преступление: его раздражали беженцы, заполонившие Европу. Из-за этого призывал убивать политиков, ответственных за миграционный кризис. Так, Таррант "приговорил к смерти" мэра Лондон — мусульманина Садика Хана, канцлера Германии Меркель, президента Турции Эрдогана.
"Очевидно что убийца, целью которого были и моя страна, и мой народ, и я лично, представляет идеи, которые захватывают западное общество, как раковая опухоль", — заявил Эрдоган.
Турецкие спецслужбы проверяют, с кем контактировал Таррант, когда приезжал в страну. Возможно, бывал в районах, граничащих с Сирией. Судя по тому, как он обращается с оружием, у стрелка богатый боевой опыт.
"Атака на мусульман — это атака на демократию Новой Зеландии, на ее открытое и толерантное общество. Мы разделяем эти ценности и испытываем тот же ужас от этого страшного теракта", — подчеркнула Ангела Меркель.
Примечательно, как фанатик расписал свое оружие. Надписи на разных, в том числе славянских языках. Отмечены ключевые сражения, случавшиеся в истории между мусульманами и христианами.
Местом для атаки он выбрал Новую Зеландию, чтобы показать приезжим: и на краю света они не будут в безопасности. Вот фраза "Беженцы, добро пожаловать в ад". Сразу после расправы на сайтах радикальных исламистов начали появляться ответы. Надписи на арабском гласят: "Наш реванш близко, мы скоро придем, жди, Новая Зеландия". Новая Зеландия уже усилила количество полицейских патрулей на улицах, под охрану взяты мечети и церкви.