Народный артист России Александр Ширвиндт отмечает 80-летие. По уже сложившейся традиции Александр Анатольевич "сбежал" от юбилея, и сейчас находится на далеком озере, где курит трубку и ловит рыбу. "Для меня это самый лучший сценарий, какой только может быть", — сказал он ИТАР-ТАСС. Об актере и человеке рассказал культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Вот уже 14 лет народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт – художественный руководитель Театра Сатиры. Другого давно бы уже изругали — за отсутствие концепции, за то, что правит он своим кораблем без руля и ветрил, но Ширвиндта так давно привыкли любить и восхищаться им, что прощают все. Да он и сам, принимая бразды правления, первым делом отшутился: какая сегодня сатира, сказал он 14 или уже почти 15 лет тому назад, сегодня можно назвать его Театром имени Сатиры или Театром памяти Сатиры, потому что сатиры сегодня нет.
Это правда. Кто-то наверняка помнит диалог из фильма Эльдара Рязанова "Гараж", где герой Костолевского спрашивает у героини Остроумовой, чем она занимается, и, выяснив, наконец, что сфера ее филологических интересов — советская сатира, ухмыляется: "Вы занимаетесь тем, чего нет". А сейчас выясняется, что тогда-то сатира как раз была. И Александр Анатольевич Ширвиндт, много лет прослуживший в этом театре просто актером, был, можно сказать, знаменем этой самой советской сатиры. Когда они с Михаилом Державиным выходили к микрофону, Державину надо было что-то еще говорить, а Ширвиндт мог просто молчать, и вся страна понимала, о чем он молчит. Он молчал сразу обо всем, и вся страна хохотала. У него – запоминающийся голос, не похожий ни на чей другой. И его голос – тоже многозначительный, за каждым словом, кажется, скрывается еще какой-то двойной или тройной смысл. К этому, разумеется, надо еще добавить талант шутника и тонкое понимание юмора. Правда, большую часть своих собственных шуток он и не думал читать со сцены — это все юмор для внутреннего пользования.
Многие помнят знаменитую эпиграмму Гафта: всегда играет одинаково актриса Лия Ахеджакова. И помнят, что актриса обиделась, а Гафт ее успокоил, сказав, что она всегда играет одинаково хорошо. Так вот, некоторые актеры поражают способностью к перевоплощению, а другие, в том числе и Ширвиндт, одинаково хорошо играют, можно сказать, всю жизнь – одну и ту же роль. Но очень важно, что именно за эту прекрасную и ни на кого другого не похожую одинаковость его ценили Анатолий Эфрос, Марк Захаров, Валентин Плучек и другие хорошие и даже выдающиеся режиссеры. А Ширвиндт — он больше, чем просто одинаково хорош, он из тех редких актеров, кому удалось сложить персонаж, маску умного, и одновременно печального весельчака, который все понимает, всем и всему знает цену, и сказать может, но не все готов сказать сейчас. Скорее всего, отшутится. Таких актеров, сумевших создать свою маску, — считаные единицы. Ширвиндт – из их числа.