В американскую тюрьму к российскому летчику Ярошенко впервые допустили жену и дочь после семи лет разлуки. Случай с его арестом Штатами на территории третьей страны, Либерии, стал вопиющим примером нарушения Америкой всех норм дипломатического права, в том числе Венской конвенции. Начав суд над Ярошенко, американцы даже не уведомили российских дипломатов, сославшись на технические трудности. И приговорили к 20-летнему сроку как опасного рецидивиста. По тому же сценарию американское правосудие было применено к россиянину Виктору Буту. А теперь 15 лет тюрьмы грозит еще одной нашей соотечественнице – Марии Бутиной. Что лежит в основе юридической безнаказанности американской Фемиды?
Федеральная тюрьма Danbury, где отбывает срок Константин Ярошенко, учреждением строгого режима не является. Но это только на бумаге. Корпуса за колючей проволокой стоят на высоком холме. При въезде дежурят патрульные. Родственникам категорически запрещено передавать заключенным не только теплые вещи и гостинцы, но и газеты. Даже сережки Виктории Ярошенко вызвали нарекание у администрации.
"Я не хотела показывать слез, но это была такая встреча радости и в то же время какого-то отчаяния", — сказала Виктория Ярошенко.
Есть от чего опустить руки. Радость встречи едва ли способна перевесить еще 9 лет одиночества. 30 октября 2027 года — такой срок выхода на свободу установил Ярошенко суд Нью-Йорка.
На письма, которые отправлял в Вашингтон сам Ярошенко и его родные, не ответили ни Обама, ни Трамп.
"Мы обратились к особому докладчику ООН по вопросам пыток и вопросам произвольных задержаний. Российский гражданин прилетает на территорию третьей страны, где его без суда и следствия с маской на голове местные полицейские по указанию американских агентов отправляют в тюрьму и на протяжении трех дней зверски пытают", — заявил Алексей Тарасов, адвокат Константина Ярошенко.
Ярошенко тогда выбивали зубы. Профессиональной стоматологической помощи россиянин все еще не дождался.
Обращение в ООН вряд ли заставит образумиться кого-то в Вашингтоне, но это шанс публично заявить о том, как широко США трактуют пресловутую экстерриториальность своего уголовного права. Константин Ярошенко стал только первым из более чем 30 россиян, которых американские спецслужбы насильно вывезли из третьих стран.
В последние годы начались и политические преследования, за которыми все больше угадываются времена маккартизма. Совпадают даже детали. Например, в ту самую тюрьму Danbury, где сейчас сидит Ярошенко, в 1947 году бросили сценариста Ринга Ландера-младшего. Он был одним из членов голливудской десятки, обвиненной в связях с СССР. Охоту на "красных ведьм" вела тогда комиссия по расследованию антиамериканской деятельности при конгрессе. Выявлять тех, кого подозревали в симпатии к коммунизму, на фабрике грез ФБР помогал глава Гильдии киноактеров США. Звали его Рональд Рейган.
70 лет спустя клич "Русские идут!" в США снова доносится из каждого утюга. Но мифических хакеров или загадочных интернет-троллей трудно усадить в камеру. А вот российская выпускница университета в Вашингтоне Мария Бутина у ФБР была под рукой. Обвиняемую в том, что не зарегистрировалась иностранным агентом, россиянку перевезли из следственного изолятора Вашингтона в СИЗО соседнего города Александрия. Надели кандалы как на опасного преступника.
Прикрываясь статусом так называемой административной сегрегации Бутиной (таковым в США как раз наделяют бандитов и убийц), руководство СИЗО отказалось пустить к ней православного священника.
"Статут, по которому обвиняется Мария, чрезвычайно широк. В нем говорится: если вы работаете в США под руководством иностранного правительства, вы можете быть привлечены к ответственности. Это звучит странно. Контакт, который в любом другом случае был бы законным, становится незаконным. Это тоже странно. Нет никаких заявлений о шпионаже или об использовании секретной информации, никакой информации об увольнениях или найме шпионов, ни одного признака типичного дела о шпионаже", — отметил адвокат Бутиной Роберт Дрисколл.
Но иначе как шпионкой американские телеканалы Марию Бутину не называют. В эфирах крутят ролик, где она задает вопрос Дональду Трампу. Его ближайших соратников винят в том, что россиянка для них была чуть ли не кремлевской связной.
Какими новыми тяготами тюремной жизни могут обернуться для Марии Бутиной подобные вбросы, редакторам и комментаторам CNN, конечно, наплевать. Дело россиянки – просто очередной подручный инструмент, с помощью которого пытаются взломать двери Белого дома, чтобы выкинуть оттуда ненавистного демократам Трампа.
"Дело Марии Бутиной политически мотивированно. Но никого по данной статье не арестовывают, тем более не сажают в тюрьму. И это говорит о всеобщей антироссийской истерии в США", — уверен адвокат Брюс Маркс.
Под маховик этой истерии попал и Виктор Бут, обвиненный США в нелегальной торговле оружием. Несмотря на то, что еще шесть лет назад суд официально признал его бизнесменом, совершившим правонарушение, представители системы исполнения наказаний продолжают видеть в нем террориста.
"Когда человек попадает в США и попадает в такие неадекватные условия содержания, ему предлагают сделку. То есть здесь идет такой аргумент: или ты признаешь свою вину, или ты будешь сидеть 25 лет, как Бут, который не признал своей вины", — сказала жена Бута Алла.
В тюрьме Marion, где сидит Бут, на обеспечение режима содержания обычного заключенного выделяют порядка 35 тысяч долларов ежегодно. На особый же контроль того, кто осужден за терроризм, расходуется под миллион. То есть пока одни на арестах зарабатывают политические очки, другие с удовольствием осваивают астрономические бюджеты.