В Испании сменилось правительство. Старое — во главе с лидером Народной партии Рахоем — получило в парламенте вотум недоверия из-за коррупции. Новым премьером стал лидер Испанской социалистической рабочей партии Педро Санчес.
Интересно, что присягу, как обычно, в присутствии короля Филиппа Шестого Санчес принес лишь на Конституции, положенной на подушку, а рядом не было ни Библии, ни распятия. Для традиционно католической Испании изъятие из церемонии Библии и креста — важный знак, означающий отход от христианских ценностей, на которых, собственно, Европа и стала Европой.
Уж если так теперь даже в Испании, то, надо понимать, что ценностная основа всего Евросоюза становится более рыхлой, а значит, и подвижной.
Динамика европейской мысли чувствуется и в другом — в осознании своей роли в глобальной конструкции: Америка – Евросоюз – Россия — Китай. Во многих столицах Старого Света лидерам уже ясно, что их-просто-напросто надули: санкции против России, принятые под давлением США, на самом деле работают как санкции США против Европы.
Ведь именно Европа, а не Америка страдает от санкций больше других. В России — разворот на Восток. Америка отгораживается от Старого Света враждебными пошлинами, а Европа осталась наедине с собой, со своим тающим удельным весом в мире. Отсюда и озарение. Вот, например, вице-канцлер Австрии Хайнц-Кристиан Штрахе в интервью газете Osterreich заявил: "Санкции прежде всего навредили австрийской экономике. Я всегда предупреждал о том, чтобы не направлять Россию в объятия Китая".
Или глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, сказавший следующее: "Я действительно считаю, что нам нужно восстановить связи с Россией. Мне не очень-то нравится положение дел в наших отношениях. Мы не примем то, что Россия сделала в Крыму или Восточной Украине, но, несмотря на это, мы должны помнить, что общая площадь стран Европейского Союза — около 5,5 миллиона квадратных километров. Площадь России – 17,5. Вопросы есть? Так что мы должны вернуться, я бы не стал говорить, к нормальным отношениям с Россией, но у нас так много отраслей, столько сфер, где мы можем успешно сотрудничать с Россией: инновации, исследования и так далее. Не стоит забывать о наших различиях, но этой публичной демонизации России нужно положить конец".
Совершенно очевидно, что эти мысли Юнкера разделяет новый премьер Италии Джузеппе Конте. Он принял присягу и подписал клятву. Но его планы еще более радикальны, чем рефлексия Юнкера. Разуверившись в ЕС, премьер Италии собирается ни много ни мало "вновь обсудить договоры Европейского Союза". Это означает, что Италия претендует на более самостоятельную роль внутри ЕС. Нынешняя, видно, Италии вредит.
Вот в таком разрыхленном состоянии Евросоюз вынужден принимать вызов со стороны президента США Трампа, вставшего на тропу торговой войны даже с союзниками. Не теряет осторожный оптимизм, однако, канцлер Германии Ангела Меркель. Но ее высказывания все же таинственны до мистицизма.
"Мы способны дать умный, решительный и скоординированный ответ. Но я не хотела бы опережать события", — заявила Меркель.