Невосполнимая потеря: на 83-м году жизни скончался Станислав Говорухин. Режиссер, сценарист, политик — человек, который всегда имел собственную точку зрения, отстаивал свою общественную позицию, работал для ее воплощения в жизнь. Глубокие соболезнования семье и родным Говорухина выразил Владимир Путин. Все фильмы режиссера вошли в золотой фонд отечественного кино. Но есть среди них поистине бессмертные ленты.
Без Станислава Говорухина уже невозможно представить наследие отечественного кинематографа. Режиссер гениального почерка и невероятного вклада в культуру Отечества. Неповторимый. Могучий. Как отдельная планета. Один из титанов фантастического по творческой плодовитости поколения великих советских режиссеров. А ведь в профессию геолог Говорухин пришел случайно — увидел съемочную группу на улице и влюбился в кино.
"Все бегают, суетятся. И только один человек сидит в кресле. И я говорю, а кто это? Мне говорят — режиссер, Марк Донской. Я подумал, "вот профессия!", — вспоминал народный артист РФ, режиссер Станислав Говорухин.
Мудрый, спокойный с неизменной трубкой и потрясающей выдержкой. Ему достаточно было снять теперь уже культовый сериал "Место встречи изменить нельзя", чтобы навсегда остаться в истории. "Я — дай Бог — если один раз посмотрел картину, — признавался мастер. — Мои зрители когда говорят фразы, я не помню ни одной реплики".
Высоцкого режиссер, пойдя на страшный риск, снял в ленте вопреки воле киноначальников, а силуэт черной кошки герой фильма Промокашка не рисовал, а обводил по контуру, который заранее нанес сам Говорухин.
"Он никогда не юлил, не лебезил, — замечает народный артист России Александр Розенбаум. — Он мог быть несогласным, тогда он просто не встречался, не общался с человеком".
Между съемками Говорухин писал сценарии. 14 из них стали звездными. В том числе к самому кассовому фильму советского проката "Пираты XX века".
"Он был потрясающим патриотом в самом высоком смысле слова", — убеждена народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.
"Он, видно, все-таки это знал — как нужно правильно жить, — продолжает народная артистка РСФСР Лариса Лужина. — Недаром он занимал высокий пост и, конечно, делал потрясающие фильмы, которые останутся в истории".
Размышления художника о времени геополитической катастрофы отразились уже в публицистике. "Россия, которую мы потеряли", "Великая криминальная революция", "Так жить нельзя". В этих лентах — надежды, ожидания, разочарования.
Боль за страну логично привела Говорухина в политику. Станислав Сергеевич отдал российскому парламентаризму четверть века — долгое время возглавлял комитет по культуре. "Ушел из жизни Станислав Говорухин. Он боролся до конца. Но болезнь победила", — констатировал председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин.
Он всегда был вместе со своей Отчизной. В минуты славы и дни испытаний. Четкой и однозначной была его позиция по Крыму. "Нас всех это мучило безумно, каждого человека, каждого терзало это вот такая непрекращающаяся фантомная боль от отрезанного от матушки России островка Отечества", — говорил режиссер.
Он не боялся говорить правду. Часто резкую, неудобную. Повторял, что верит: его личное участие в политике принесет хоть небольшую, но ощутимую пользу гражданам. "Раньше можно было пойти в партком, обком кому-то пожаловаться, а сейчас нужно многое сделать, чтобы достучаться до чиновников", — это слова Станислава Говорухина.
"Он придерживался твердых политических взглядов. Он не был сторонним наблюдателем, — добавляет лидер ЛДПР Владимир Жириновский. — Мы слышали его голос, его убеждения, его позицию".
В 2011-м режиссер возглавлял предвыборный штаб Владимира Путина, а через два года был избран сопредседателем центрального штаба Общероссийского народного фронта. В 2016-м Станислав Сергеевич получил из рук президента высшую награду — орден "За заслуги перед Отечеством" I степени.
"Я уверен, что будущие поколения, чтобы познавать великую советскую эпоху, обязаны посмотреть три сериала – "Вечный зов", "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя", — говорит руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ Геннадий Зюганов. — Опираясь на эту толщу и пласт великой культуры, можно почувствовать и аромат времени, и дух победы, и гражданскую позицию".
Он успевал очень много — снимать, рисовать, заниматься благотворительностью. Время от времени возвращаясь к миру художественного кино, которое всегда снимал блестяще. Среди поздних говорухинских шедевров был и "Ворошиловский стрелок", заостривший проблему незащищенности человека в мире деформированной морали.
Его последней работой стала лента "Конец прекрасной эпохи" по мотивам прозы Довлатова. "Мы честно работали над этим фильмом. Мне он нравится. Кажется, это моя лучшая работа", — говорил режиссер. Фильм "Конец прекрасной эпохи" был удостоен премии "Золотой орел" за лучшую режиссуру.
"Он реализовался. Он состоялся. Он вошел в историю. То есть он сделал все то, о чем может мечтать любой творческий человек", — рассуждает заслуженный деятель искусств России, режиссер Дмитрий Астрахан.
"Чем больше ты узнаешь эту страну, тем больше влюбляешься в нее", — считал Станислав Говорухин.
Станислав Говорухин повторял, что каждый режиссер снимает один и тот же фильм — о самом себе. Сдержанный до суровости, сильный, полный достоинства он еще при жизни стал классиком кино, символом культуры страны и российской нации, которым посвятил всю свою жизнь и творческие силы.