Автор: Дмитрий Киселёв
Куда более чувствительно, нежели Трамп, ситуацию на Дальнем Востоке воспринимает премьер Японии Синдзо Абэ. Для него Дальний Восток — возможность масштабных проектов — экономических, но и укрепляющих мир. Вот, например, в каких образах он рисует Северный морской путь, продлевая его маршрут через северную часть Тихого океана вплоть дол Японского моря.
"Я думаю, мы обязательно создадим в этом огромном уголке Северного и Восточного полушария оплот мира. Я думаю, это будет прочный оплот, который будет поддерживать и регион, и весь мир. Я думаю, что при этом и Северный Ледовитый океан и Баренцево море, северная часть Тихого океана, Японское море, все эти регионы будут соединены магистральной морской дорогой мира и процветания", — подчеркнул Абэ.
Тем временем Россия отправляет на Дальний Восток первую в мире плавучую атомную электростанцию "Академик Ломоносов". Пока на пути из Петербурга она остановилась в Мурманске. Загрузка топливом, а потом — на Чукотку, в долгий путь через Северный Ледовитый океан до порта Певек. Там плавучую АЭС соединят с наземной инфраструктурой. Как это будет?
Автор: Михаил Федотов
Из столицы северной — в столицу российского Заполярья. Плавучая атомная станция скользит по холодным волнам Кольского залива. Швартовка — под гул ледокольных гудков и музыку военного оркестра. "Академик Ломоносов" станет самой северной атомной станцией в мире. Работать предстоит в чукотском Певеке.
Не капитанский мостик, а пункт наблюдения. У ПАТЭС нет ни винтов, ни руля. Для Василия Голохвастова, проходившего половину жизни на атомном ледоколе "Советский Союз", — вызов.
"Представьте себе, что вы садитесь в машину, а там нет ни руля, ни педалей. Но вы сидите на водительском месте, и как-то так получается", — говорит Василий Голохвастов, капитан ПАТЭС.
Но, пожалуй, это как раз тот случай, когда мореходные качества не так важны.
Центральный пульт управления ПАТЭС. По сути, такой же такой же, как и на обычных АЭС. Системы безопасности продублированы несколько раз. Все штатные и нештатные ситуации отработаны на суше.
Если пульт управления — это мозг станции, то одна из двух реакторных установок – ее сердце. Два реактора способны выдавать 70 мегаватт. Этого достаточно, чтобы осветить и обогреть город с населением 100 тысяч человек.
Один из отсеков построен, чтобы безопасно перегружать ядерное топливо из хранилища в реакторы и обратно. Работать ПАТЭС будет автономно. Доковое обслуживание — раз в 12 лет.
"Вы можете эти станции привезти в любое место и дать энергию, ничего не строя. И убрать, когда вам не надо. Для нас это важно, потому что у нас много труднодоступных мест. Это основа формирования принципиально нового энергетического рынка — с девизом: "Энергия — всем, технология — в руках разработчика", — отметил Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт".
Поле загрузки топлива на ПАТЭС проведут последние испытания. Площадкой для них станет порт "Атомфлота".
Кольский залив — это еще и вотчина Атомного ледокольного флота России. К слову, единственного во всем мире. С воды как на ладони видна вся инфраструктура уникальной базы. Четыре атомных ледокола, атомный транспортник, суда обслуживания. Флот обеспечивает круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути.
Капитан новенького буксира — построен в 2016-м — швартует танкеры со сниженным газом в порту Сабетты. Для освоения Арктики на стапелях судостроительных заводов заложены еще несколько атомных ледоколов. Задача — сделать судоходным весь Севморпуть на протяжении всего года.
Атомные ледоколы будут сопровождать и ПАТЭС на пути Певек. На Чукотку "Академик Ломоносов" отправится будущим летом. Условия для экипажа не хуже гостиничных: тренажерный зал, сауна, бассейн. Каюты — на одного, максимум двух человек.
Пришвартовавшись в Певеке "Ломоносов" заменит Билибинскую АЭС. Работа станции покажет, сколько еще плавучих энергоблоков необходимо стране и миру, — интерес к покупке уже проявляют страны Юго-Восточной Азии и Африки.