Санкции против России и Ирана, торговые войны с Турцией и Китаем и даже с соседями — Канадой и Мексикой: у США — "размолвка". Понять, как так вышло, что всего за несколько дней Америка, растеряв даже ближайших союзников, ополчилась против всего мира под силу разве что британским журналистам. The Daily Telegraph предлагает Вашингтону учиться на своих же ошибках, напоминая и о том, что Штаты впали в Великую депрессию после того, как президент Гувер подписал закон о защите от импортных товаров, и о правиле Линкольна — "По одной войне за раз" — которое американские президенты давно забыли.
Своими тарифами Трамп уже отнял у американцев 146 тысяч рабочих мест. Трамп, как доктор, который поставил правильный диагноз, а лечить не умеет. Линкольн, Буш и Великая депрессия – это не полный список захлестнувших Штаты воспоминаний, когда на американо-китайских переговорах по торговым отношениям в Вашингтоне никто так и не увидел министра торговли США.
А журналисты вспомнили, как еще полгода назад он убеждал американцев, что горький привкус торговой войны почувствуют разве что любители консервов.
"В банке томатного супа Campbell стали — на 2,5 цента, и с учетом 25-процентных пошлин его стоимость увеличится максимум 0,6% цента. Я купил банку за доллар 99 центов. Да и кого вообще будет волновать, если он подорожает?! " – сказал министр торговли США Уилбур Росс.
После ответных "25%" от Пекина заволновался практически весь американский бизнес. Apple, Nike, Intel… Что теперь обувать? И будет ли по карману новый iPhone? Вот о чем задумались обыватели от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса.
Канал СNBC объяснил буквальнее некуда: кухонные приборы, холодильники, мыло, шампуни и даже полотенца в американских домах – китайские.
Важно не то, что сказать, а как. Можно промямлить: "Мы обложим вас 25-процентными пошлинами", а можно так: "Слушайте, вы, 25% на все, ясно вам?!" – заявил Трамп.
Эти слова он говорил в 2011-м, а уже через два года, в 2013-м, Китай решил возродить Шелковый путь таким, каким он был в XVIII веке. Проект "Один пояс — один путь" предполагал сухопутный и морской маршруты из Китая в Индийский океан и Африку с заходом в Персидский залив, Красное море, Суэцкий канал, а конечной точкой должна была стать Венеция. Участники проекта — Пекин, Тегеран, Анкара, в общем, все те, кого Трамп решил мечты о Шелковом пути лишить.
С рассветом в гавань города Нью-Бедфорд возвращаются рыбацкие лодки. Тим Филд с отцом занимаются ловлей всю свою жизнь. В этот раз в море ходили на два дня. В трюме, как обычно, полторы-две тонны морепродуктов. Но на берегу — новости: спрос падает, следом и цены пошли вниз.
В ловушку пошлин США попал американский же лобстер. В ответ на торговые ограничения, введенные администрацией Трампа против Пекина, Китай ответил своими, и это больно ударило по индустрии добычи морских деликатесов в Америке. Затронуло всех: и рыбаков, и магазины, и логистические компании — всю цепочку. Что будет дальше, никто не знает, но на всякий случай готовятся к худшему, ведь значительная часть американских биоресурсов поставлялась на экспорт в Китай.
Ответная пошлина со стороны Китая — 25%. Вдобавок усиленная проверка на таможне, что критично для морепродуктов, которые на максимальной скорости за 32 часа доставляют в Азию самолетами. Теперь у поставщиков связаны руки — повлиять на ситуацию они не могут, некоторые даже, используя военные термины, называют себя сопутствующими потерями торговой войны.
Скип Манчестер — владелец американской компании "Лобстер свободы" – рассказывает: доля китайских заказов у него превышала 40%, теперь продажи туда упали до нуля. "Мы потеряли сотни тысяч долларов прибыли и миллионы долларов с точки зрения роста продаж. Из-за пошлин наш продукт моментально перестал быть конкурентоспособным по цене, и сейчас наша бизнес-модель — продавать в Канаду. И теперь канадцы вовсю продают в Азию, у них вдруг стало очень много заказчиков", — отметил Скип.
Так Канада, на которую нынешняя американская администрация тоже пошла торговой войной, неожиданно получила трофей. И, скорее всего, не единственный. Американские производители клюквы опасаются, что теперь в Поднебесной их продукции тоже предпочтут канадскую. Фермеры по всей Америке встревожены: из-за введенных пошлин США на китайский алюминий, сталь и электронику под ответный тариф со стороны Китая попали американская свинина, соевые бобы, кукуруза, рис.
"Мы более 10 лет пытались получить доступ к китайскому рынку и были очень близки к этому, но теперь, даже если получится, на нас распространяется 25-процентная пошлина", — отметил один из фермеров.
Белый дом пообещал помочь дотациями в объеме 12 миллиардов долларов. Сам Трамп убеждает фермеров: впереди сокрушительная и выгодная победа.
"Наберитесь терпения. Нам надо выждать время. Хорошую сделку необходимо выжидать, это как долго запекать индейку на День благодарения. Моя мать бы сказала: всего 8 часов. Но, знаете, то была лучшая индейка в моей жизни", — шутит американский президент.
Но у Трампа пока все "пригорает". Американские производители одежды и обуви, спортивного оборудования, электроники заявили, что зависят от поставок из Китая и вынуждены будут повышать цены. И список пострадавших постоянно пополняется. Объем обложенных пошлинами товаров уже довели до 50 миллиардов долларов с каждой из сторон. Трамп заверил, что готов дойти до 500 миллиардов.
"У нас больше патронов", — по-ковбойски заявил министр торговли США. Но эти выстрелы вхолостую, а то и хуже — себе в ногу, считают экономисты.
"Заявленных целей не добиться с помощью пошлин. Создать в Америке дополнительные рабочие места в разных отраслях или сократить импорт — подобные дела так не делаются", — уверен профессор экономики Университета Клемсон Скот Байер.
Однако в целом американская экономика растет, а потому противники Трампа с удвоенной силой бьют в другую точку, обвиняя в сговоре с Россией. Очередным поводом послужил вердикт присяжных, который они вынесли бывшему руководителю предвыборного штаба Трампа Полу Манафорту. Он будет осужден по 8 обвинениям из 18, предъявленных спецпрокурором Мюллером. Правда, все касаются финансовых махинации, и ни одно не имеет ничего общего с Россией.
Вновь заговорили даже о возможном импичменте президента США. Бывший личный адвокат Майкл Коэн под давлением ФБР все-таки признался, что во время предвыборной гонки по указанию Трампа он заплатил двум женщинам за молчание.130 тысяч долларов — порноактрисе Сторми Дэниелс и 150 тысяч — модели Playboy Карен Макдугал.
Кроме удара по репутации для Трампа это может иметь и юридические последствия. Звучат обвинения, что женщинам он заплатил из избирательного фонда, а это — нарушение правил и вообще попытка повлиять на выборы.
Критики понимают: самая большая уязвимость 45-го президента США — его личная жизнь. Прошлая и настоящая. Ведь вопреки всей враждебной риторике Трампа его внучка Арабелла продолжает учить китайский язык. Читает на нем стихи и поет без акцента.