Корреспондента ВГТРК Ольгу Курлаеву, которую латвийские власти обвинили в угрозе нацбезопасности, поместили в изолятор. В течение суток ее намерены выслать из страны. Два дня назад был депортирован ее муж Анатолий. Он тоже журналист, работает на канале "ТВ Центр", но в Прибалтике был с частным визитом. В российском МИДе происходящее назвали зачисткой информационного пространства и нарушением основополагающих норм демократии.
"У меня отняли телефон, у меня отняли все, у меня есть 10 минут, чтобы собраться", — пояснила Ольга Курлаева.
Угроза национальной безопасности. Так, по словам нашего корреспондента Ольги Курлавой, ее окрестили власти Латвии. Более внятных объяснений, как удалось прийти к такому умозаключению, не последовало. Курлаеву пограничные службы навестили с утра. Прямо в отеле в Риге попросили, что называется "проехать". Руки не ломали. По словам Ольги, пограничники, которые были посланы за ней, чувствовали себя неловко.
"Им было очень неловко, они говорят на русском, они все меня знают, улыбаются, говорят, что надо проехать. На вопрос "Зачем?" отвечают : нам самим не понятно, потому что два дня назад мы вас отпустили, не было претензий. А вот сейчас пришла на вас бумага. Что случилось за эти два дня — нам пока неизвестно", — пояснила Ольга Курлаева.
Предписание ведомства на депортацию из страны есть. Надо выполнять. Первым делом корреспондента лишили связи и даже хотели запретить общаться с журналистами.
"Первое, у меня забрали это телефон, потому что информация уже пошла по лентам. Постановление было от министерства, от министра — они выполняют лишь задание и то, что они дают мне с вами общаться. Это их большая заслуга", — продолжила журналистка ВГТРК.
На этом хорошее обращение закончилось.
Из отеля в полицейский участок — на 10 минут обратно за вещами и потом в СИЗО. Точнее, в изолятор временного содержания для иностранных граждан, чтобы там дожидаться вылета. Журналистке дали сделать всего лишь один звонок.
"Я нахожусь в центре для задержанных иностранцев, он находится недалеко от Риги, огорожен колючей проволокой. Я не имею права выходить за эти пределы, что со мной будет, и как меня будут депортировать, мне не говорят. У меня проверили все вещи, пересчитали количество денег, вещей, все это под опись. Никто не говорит, что дальше, и что мне предъявляется", — отметила Курлаева.
Ольга Курлаева в Латвии выполняла профессиональный долг — снимала цикл документальных фильмов о русофобии. Работала открыто, вместе с латвийскими журналистами, по аккредитации. Все требования, в том числе правоохранительных органов, неукоснительно соблюдала. Официальный представитель МИД Мария Захарова дала свою оценку этой ситуации.
"Совершенно очевидно, что латвийские власти при молчаливой поддержке Брюсселя преследуют цель полной зачистки информационного пространства страны от неугодных СМИ. Рассказы о "борьбе с угрозами национальной безопасности" отдают временами тоталитаризма 30-х годов ХХ века в Испании и Германии. Официальная Рига прямо и грубо нарушает свои международно-правовые обязательства в сфере обеспечения свободы выражения мнения, попирает основополагающие акты ООН, ОБСЕ и Совета Европы", — заявила Мария Захарова.
Еще 2 января претензий к Ольге не было. Тогда высылали ее мужа Анатолия Курлаева. Он работает продюсером на ТВЦ. Но в этой поездке он находился исключительно как турист — профессиональной деятельностью не занимался.
"Подошли, представились, забрали мой паспорт. Сказали: пройдемте с нами в отделение полиции, ничего не объяснили. Там выяснилось, что у меня запрет пожизненный на въезд с 2015 года в Ригу. Я, соответственно, об этом не знал, умудрился туда съездить 3 раза, начиная с 2015 года. Последний раз был там 3 месяца назад", — удивился Анатолий Курлаев.
Пока российский МИД пытается добиться справедливости на уровне международных институтов, в Риге отправили запрос в Брюссель об аннулировании шенгенской визы у Ольги Курлаевой.