Минувшей ночью на 92-м году ушел из жизни Валентин Фалин. Выдающийся отечественный дипломат, журналист, общественный деятель, он был свидетелем и участником поворотных, исторических событий. Валентин Фалин в разные годы возглавлял Агентство печати "Новости", был советником руководителей государства, служил послом в ФРГ. Свой взгляд был у него на процесс воссоединения Германии. Свою позицию Валентин Михайлович отстаивал и в дни распада СССР.
Дипломат, аналитик, интеллектуал. Чтобы понять роль Валентина Фалина в государственной политике, можно начать с того, что он консультировал всех руководителей страны — от Сталина до Ельцина, стоял у истоков важнейших внешнеполитических решений. Именно Фалин — автор текстов, которые в виде посланий советского руководства шли американскому президенту во время Карибского кризиса. И словами же Фалина говорил Хрущев по теме разделенной послевоенной Германии.
Коренной ленинградец, Валентин Фалин после войны, которую провел в эвакуации, поступил в МГИМО. С 50-года работает в Комитете информации МИД, отделе, который сначала готовил аналитические справки для Сталина, а после его смерти для Президиума ЦК. Фалин видел и знал то, что не должен был знать никто.
"Работая в ЦК, я видел офицеров, которые вели Берию на расстрел. Он сам идти не мог. Ножки подкосились. Шел и говорил: "Я подарил СССР атомное оружие", — рассказывал Валентин Фалин.
После ЦК Фалина на работу приглашает руководитель советского МИД Громыко. Он консультирует, пишет речи. готовит аналитические справки и доклады. По собственным воспоминаниям, он несколько раз становился свидетелем того, как мир стоял на пороге ядерной войны, когда руководство и военные США и СССР обменивалась угрозами по закрытым каналам. В 1971-м Валентина Фалина назначают послом Советского Союза в ФРГ. К высоким постам Валентин Михайлович никогда не стремился и этой официальной должностью тяготился. "Лучше один умный начальник, чем тысячи подчиненных", — говорил он.
Фалин говорил правду и спорил с высшим руководством страны, когда был уверен, что решения не продуманны, а иногда и опасны для государства, отчего и попадал в опалу. Так было, когда обсуждался вопрос ввода войск в Афганистан.
"Никакой координированной политики у нас не было. Ждали, когда будет просветление у Брежнева, чтобы подсунуть ему на подпись. Так ввод войск в Афганистан ему подсунули. Так решались дела", — вспоминал Фалин.
Он убеждал руководство Союза внимательно просчитать варианты объединения Германий, но его не послушали. В результате за уход из ГДР Советский Союз получил лишь 14 миллиардов марок вместо предложенных 125. Имущество было брошено. В период перестроечной эйфории руководства страны Валентин Фалин понимал невысокую цену западных обещаний и пытался отстоять геополитические завоевания СССР.
После распада СССР Фалин получил предложения от нескольких немецких научных учреждений и уехал жить в Гамбург. Объяснял, что не желал и не мог видеть конец страны и системы, верным которой он был всю жизнь.
"Мы не можем без конца говорить народу неправду, мы перевыполняем, выполняем все пятилетки, народ живет не лучше, а хуже. Мы должны объяснить, почему это так и показать, какую роль играет в этом гонка вооружений", — говорил Валентин Фалин.
Уже позже в своих многочисленных публикациях Валентин Фалин скажет, что всю жизнь верил, что Россия не просто страна, а уникальная цивилизация. А в 1986 году именно он на большом совещании Политбюро выступил с предложением отметить тысячелетие крещения Руси как национальное событие.
Опора и фундамент отечественной дипломатии и внешней политики — таким Валентин Фалин и останется в истории страны.