В Европе к напряжению с США после саммита "Большой семерки" в канадском Квебеке на прошлой неделе добавляется и внутреннее напряжение между странами по вопросу мигрантов. Кашу, как помним, заварила Ангела Меркель. Но пока о том, сколь трудно ее переваривают те страны, которые вынуждены беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока встречать первыми.
Говорят и показывают все каналы мира. "Аквариус" входит в порт Валенсии в прямом эфире. Казалось, за 10 лет к этому все привыкли. Италия летом такие принимает десятками. Каждый день. Но это необычный "Аквариус". Корабль раздора для Европы. Три дня его пинали из одной страны в другую, пока приют 629 беженцам не предложила Испания.
"Аквариусу" не повезло. С одной стороны, когда он выловил беженцев, в Италии сменилась власть и приоритеты. Порты для гуманитарных кораблей, их называют "такси" за сговор с траффикантами, Рим запечатал. И неслыханно повезло с другой. На борту гуманитарного корабля — корреспондентка Euronews из Парижа. И, согласно контракту, подписанному с организацией SOS Mediterraneo, она должна вести дневник.
Итак, 9 июня. "Авариус" у берегов Ливии. Команда: "Люди за бортом!", и в ее твиттере первое видео.
10 июня. День, когда все пошло не по плану. Италия не дает добро войти в свои территориальные воды.
11 июня. Мальта от "Аквариуса" уже оказалась, а Корсика пока думает.
13 июня. Испания дала добро на выгрузку. До нее 5 дней пути и море 6 баллов. На борту конфликты, солнечные ожоги, морская болезнь.
Это, конечно, была борьба форматов и игра мускулов. Пока журналистка рассказывала, как на "Аквариусе" дерутся за одеяла, на суше дрались за принципы. Италию обвинили в цинизме, Маттео Сальвини назвали фашистом, предлагали загрузить на борт "Аквариуса" своих детей, пойти под суд.
Больше всех возмущалась Франция, которая, кстати, каждый год на границе с итальянской Вентимильей разворачивает десятки тысяч человек, назвала ситуацию тошнотворной.
Кульминация конфликта: премьер Конте отменяет визит в Париж и требует извинений.
"Италия не отступила ни на шаг, и по опросам к этому моменту у нового кабинета 80 процентов поддержки".
Мир в Европе наступил 15 июня. Историческое рукопожатие Мануэля Макрона и премьера Конте. Для французского президента это поражение, потому что новый кабинет Италии обещал разобраться с траффиком людей в море и закрыть порт для гуманитарных кораблей. И сделал это на третий день после присяги, не обращая внимания на угрозы изоляции и санкций.
"Министр фактов, а не слов". Маттео Сальвини сейчас самый популярный в стране человек. А с "Аквариусом" решили так: часть беженцев останется в Испании, часть тех, кто захочет, примет Франция. Вот так, справедливо, нужно делить и всех приплывающих в Европу. Именно на этом он настаивал. Дублинское соглашение, по которому мигрант просит убежище там, куда припыл, не актуально.
Каждый год Италия принимает 170 тысяч человек, и два года в ожидании вида на жительство их кормит, одевает. Под центры для мигрантов переоборудованы сотни гостиниц, отелей.
Про Венгрию французский президент не зря упомянул, потому что проблема не только в том, кто снимает беженцев с лодок и держит их два года. Куда им потом деваться? Распределительная система, "квоты", к которым Брюссель принуждал все страны ЕС, стимулируя миллионами евро субсидий, не работает.
Главный протестующий как раз оттуда, с востока Европы. Министр Орбан, когда услышал, что Италия взбунтовалась, сказал: "Наконец-то!"
Позицию Орбана активно поддерживают Австрия, Словакия, Польша. И частично Германия, потому что Германию беженцы поссорили. Там конфликт между канцлером и ее министром внутренних дел. Миграционный вопрос может стоит Ангеле Меркель места, так считают многие.
Этот "Аквариус" всем дорого обошелся. Италии пока повезло. Если на "Аквариусе" хоть кто-ниудь до порта Валенсии не доплыл, Брюссель и общественность запустили бы показательный процесс изоляции.
Это пока не мир, а лишь временное перемирие. Поводов поссориться, переругаться между собой у стран ЕС будет предостаточно этим летом. Ведь гуманитарные корабли свою миссию в Средиземноморье не прекратят, и вылавливать есть кого. По данным разведки, в лагерях Ливии готовы к отправке 50 тысяч человек.