Специалистов, которые захотят переехать на Дальний Восток, будут ждать преференции. А работодателей, создающих в регионе новые рабочие места, — особые меры поддержки. О таких планах Владимир Путин заявил на президиуме Госсовета. Заседание он собрал во Владивостоке — на острове Русский — и посвятил его острейшим проблемам Дальнего Востока — продолжительности жизни, транспортному сообщению, инфраструктуре. Причем разговор не обошелся без критики в адрес чиновников.
Доступное жилье, качественная медицина, безопасные дороги. Три ключевые проблемы для жителей Дальнего Востока. Несмотря на программы поддержки, отток населения пока сохраняется. Как сделать регион привлекательным для жизни, повысить рождаемость и транспортную доступность?
Первый президиум Госсовета по реализации нового майского указа президент проводит на острове Русский. И снова требует ускорить развитие восточных рубежей страны. Демография — важнейший приоритет.
"Миграционный отток из региона постепенно сокращается, но люди по-прежнему все-таки уезжают. В прошлом году уехало на 17 тысяч больше, чем приехало. Вызывает особую озабоченность, что 70% уехавших — это люди трудоспособного возраста. Это на фоне экономического роста в макрорегионе и большой потребности в кадрах здесь, на Дальнем Востоке. Вывод понятен, людей не устраивает сегодняшние условия для жизни. Дальний Восток здесь по-прежнему отстает", — отметил Путин.
На дальневосточные проекты решено направить до 5,5% средств всех госпрограмм. И с этим Путин просит не затягивать.
"Вы сказали, что это будет исполняться. Почему до сих пор-то не исполнены? Кто это должен проконтролировать? Нужен контроль. Нужно наладить контроль за исполнением этого решения. Как он будет осуществляться", — отметил президент РФ.
"Министерство финансов будет осуществлять контроль — Кто в министерстве финансов будет за это отвечать? — Курирующий заместитель министра. — Кто? Фамилия его. — Губин Леонид Владимирович. — Хорошо. Вот я прошу, чтобы до него было доведено, что он должен будет это делать. — Хорошо. — И пускай он отчитывается и перед вами, и мне еще доложит, как это действует. — Есть, понял", – из беседы руководителя страны с министром финансов Антоном Силуановым.
Продолжительность жизни — ниже, чем в среднем по России. Высокая смертность в трудоспособном возрасте. И дело не только в нехватке современных поликлиник и больниц .
"До сих пор на Дальнем Востоке лишь 35% дорог с твердым покрытием. А 1400 населенных пунктов в весенне-осенний период остаются просто отрезанными от транспортных коммуникаций. Поэтому правило "золотого часа", в течение которого можно спасти жизнь пациенту при инсультах, инфарктах или ДТП часто не действует", — доложил Сергей Носов, губернатор Магаданской области.
Чтобы помочь со строительством дорог — регионам будут отдавать больше средств, собираемых федеральным дорожным фондом за счет акцизов на топливо.
"Давайте, мы деньги эти все-таки в регионы будем направлять. А федерально-дорожный фонд пускай контролирует использование этих денег. Мне кажется, так нужно сделать. А то и непонятно, какие регионы, и чего там увидят. И Федерально-дорожный фонд, дай бог, ему здоровья, он должен заниматься тем, чем он должен заниматься. Чего там скапливаются деньги", — отметил Путин.
Еще одна больная тема — дорогие перелеты. Субсидируемые государством дальневосточные льготные авиабилеты разбирают за неделю. Доступных тарифов аэрофлота — тоже не так много, как хотелось бы.
Из беседы Владимира Путина с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом:
"В 2018 году группой "Аэрофлот" запланировано перевезти более 900 тысяч пассажиров по плоскому тарифу, это на 70% больше, чем в 2017 году. — У меня другие данные. В 2017 году перевезено по плоскому тарифу 530 тысяч человек. — Виноват. Да, 500 тысяч пассажиров перевезено по плоским тарифам. Я сказал неправильно. 900 планируется в 2019-м. — Поэтому надо, чтобы мы точно понимали, каких результатов мы добиваемся в ходе практической работы".
Навести порядок президент требует и в строительстве двух новых мостов на российско-китайской границе. Мосты скоро сдадут, но попасть в Китай по ним будет нельзя.
"У нас сегодня ситуация такая, что у нас сдаются в 2019 году два моста. И Нижнеленск — Туньсянь и Благовещенск — Хейхе, где просто пунктов пропуска нет. В результате мы затратим большие бюджетные деньги, моста, мосты будут стоять, но перевозить по ним без пунктов пропуска будет невозможно", — рассказал Юрий Трутнев, заместитель премьер-министра РФ, полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе.
"Эти пункты пропуска будут профинансированы за счет ресурсов и мероприятий нацпроекта", — ответил Силуанов.
"То есть эти деньги заложены?" – поинтересовался Путин.
"В 2019-м их не будет. Там мосты будут построены", — подчеркнул Трутнев.
"Если мост будет готов, а пунктов пропуска не будет, ну будет просто стоять пустой. Не будет использоваться. Это просто тогда смешно. Надо посмотреть и перераспределить деньги с тем, чтобы все было готово для эксплуатации. А то, знаете, на смех поднимут. Что же мы заморозили деньги, получается. Построили мост, а он работать не будет. Не пройти. Не пройти, не проехать по нему нельзя будет. Зачем тогда строили?", — подчеркнул президент.
Не проехать пока и в новом грузопассажирском судне, которое должно связать Камчатку, порты Сахалина и Командорские острова. Деньги на строительство двух таких судов в бюджете есть, но до реального производства до сих пор не дошли. Министра экономики вопрос президента ставит в тупик.
"Я просто не в курсе этой проблемы", — признался Максим Орешкин.
"Вы же приехали на совещание по Дальнему Востоку. Вы должны быть в курсе этой проблемы. Я вас прошу выяснить и доложить", — сказал Путин.
Персональное задание получает и министр строительства.
Стоимость возведения жилья на Дальнем Востоке — географически одна из самых высоких в стране. Фактическая стоимость квадратного метра значительно превышает бумажный норматив. Чтобы денег на реализацию майского указа хватило — Путин требует рассчитать реальную стоимость как можно быстрее.
Из беседы президента с министром строительства и ЖКХ Владимиром Якушевым:
"Первого января 2019 года методика будет утверждена. – Она будет утверждена по всем регионам? — По всем регионам. — Ну, по Дальнему Востоку сделайте быстрее. — Хорошо. Есть. — Сделайте как можно быстрее. Потому что от этого все зависит. — Есть. — Ну, понятно. Да, это ключевая точка отправная. Печка, от которой мы здесь плясать надо".
Дальнему Востоку предстоит большая стройка. В работе свыше тысячи инвестпроектов на почти 4 триллиона рублей. Построены 138 новых предприятий — на территориях опережающего развития. Еще нескольким президент дает старт сегодня. Крупный свиноводческий комплекс обеспечит Приморье свежей отечественной свининой вместо импортной замороженной.
Строительство Баимского ГОКа — на одном из богатейших месторождений меди и золота на Чукотке — сделает Россию крупнейшим игроком. Новый терминал по перевалке сжиженного газа на Камчатке откроет азиатские рынки и обеспечит круглогодичную загрузку Севморпути.
На полях форума Объединенная авиастроительная корпорация и "Аэрофлот" подписали соглашение о поставке авиакомпании 100 самолетов SSJ100 ("Сухой Суперджет-100").
На создание новой социальной инфраструктуры федеральный бюджет в ближайшие 3 года дает 55 миллиардов рублей. Новые школы, больницы, спортивные и культурные объекты.
Во Владивостоке появится культурно-образовательный комплекс: концертный зал Мариинского театра, филиалы Эрмитажа, Русского музея и Третьяковки, школы Московской консерватории и академии Русского балета имени Вагановой. Комплекс привлечет дополнительно до 1 миллиона туристов. Президенту пообещали подготовить площадку в течение 2 месяцев.