Как следует разогреть, потом заморозить, снова поджарить, и так – десятки раз, 300 часов. Бортовой диагностический комплекс (иначе – БДК) в лабораториях НГУ не щадят – испытывают то, что сами и создали. Прибор установят на борту космического аппарата ГЛОНАСС-К2 – это первый импортонезависимый спутник. Запуск наметили на будущий год. БДК измеряет напряжение бортовой сети, распознает помехи, определяет накопленную радиацию.
Виталий Прокопьев, научный сотрудник отдела атмосферных исследований НГУ, поясняет: "Кроме того, на самом деле, этот блок представляет собой ещё и интерфейсный модуль, так как к нему подключаются различные датчики, изначально не адаптированные к сетям космического аппарата" – "Что-то типа адаптера?" – "Да".
Снаружи – металлический корпус, внутри – микросхемы. Следующая проверка – давлением (скачок из атмосферного – в вакуум), обстрел электрическими разрядами. Условия – космические. Олеся Герасименко, корреспондент: "Приборы, протестированные на Земле, должны будут отслужить на орбите не менее 12 лет без ремонта, именно поэтому их так тщательно проверяют. Вот, например, у меня в руках сейчас плата, которая не прошла термоиспытания – перегрелась".
Некоторые детали микросхем могут попросту оторваться, если сильно трясти, как при запуске ракеты-носителя.
Анатолий Пелемешко, инженер отдела атмосферных исследований НГУ, отмечает: "Это не просто тряска. Происходят суицидальные колебания аппаратуры, они производятся на разных частотах – это так называемый "поиск резонанса". Тем самым, во время поиска резонанса определяются частоты, на которых аппаратура может выйти из строя".
В лаборатории НГУ 40 лет создают и испытывают приборы для космических аппаратов. С каждым годом российские спутники становятся умнее, надежнее, летают дольше. Всё меньше в них иностранной начинки – в том числе, благодаря новосибирцам.