Дело о горных баранах обвинением проиграно. Участники VIP-охоты в горах Алтая, во время которой в январе 2009 года погибли 7 человек, оправданы. Защитники природы возмущены. По их мнению, суд вынес неправовое решение, которое оправдало грубейший факт браконьерства. Теперь желающие поохотиться без разрешения получат сигнал – им все можно. О незаконной охоте и ее последствиях узнала корреспондент Людмила Шаулина на радио "Вести ФМ".
Вертолетная охота над горами Алтая высокопоставленных чиновников с участием полномочного представителя президента РФ в Госдуме Александра Косопкина обернулась авиакатастрофой и гибелью 7 человек. А начиналось все, казалось бы, неплохо: на счету охотников уже было 3 подстреленных архара, редчайший краснокнижный вид горных баранов. Дело об авиакатастрофе закрыли в связи с гибелью возможных виновных. Но, благодаря зоозащитникам дело не замяли, было открыто новое производство – по факту браконьерства.
Три уцелевших участника "алтайского сафари" – бывший вице-премьер правительства республики Анатолий Банных, гендиректор компании "Инеко" Борис Белинский и замдиректора института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов – предстали перед судом. Первую инстанцию обвинение проиграло. Представитель Кош-Агачского районного суда Республики Алтай Ахмат Савинаков рассказал: "Был вынесен судебный вердикт. Троих обвиняемых по уголовному делу о незаконной охоте на архаров в районе Черной горы оправдали в связи с непричастностью к совершению данного деяния".
Прокурор просил назначить обвиняемым наказание в виде лишения свободы на 1 год, но освободить их в связи с истечением срока давности. Однако суд склонился к позиции адвокатов: в действиях обвиняемых отсутствует состав преступления, следствие не привело достаточных доказательств, что именно эти трое, Банных, Капранов и Белинский, стреляли в архаров. За то, что они просто находились на борту вертолета, настаивали адвокаты, срок им не положен.
Директор российского отделения Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин удивлен, а как же преступный сговор и соучастие. "Это еще раз показывает полное отсутствие системы правосудия, – считает он. – Высокопоставленные чиновники, чье непосредственное участие в браконьерской охоте было доказано в том числе и на суде, оказываются вдруг не виноватыми. Дело ведь не в том, кто стрелял, а дело в том, что это группа лиц, с преступными намерениями летевших охотиться на краснокнижных видов. Здесь важен факт участия в этой преступной группировке".
Тем более, что в совершенном преступлении, дополняет глава проекта по особо охраняемым природным территориям "Гринпис России" Михаил Крейндлин, было сразу три квалифицирующих признака статьи 258 Уголовного кодекса ("Браконьерство"). "Это была охота на краснокнижных животных, охота на которых, алтайские горные бараны, аргали, в принципе, запрещена, – отмечает он. – Это была охота с применением воздушного судна, мало того, было доказано, что стрельба велась непосредственно с вертолета. Это была охота должностными лицами: там были погибшие представитель президента в Госдуме, там был заместитель руководителя органов по охране животного мира республики Алтай".
Одно только это обстоятельство могло подвести обвиняемых под реальный срок, считает адвокат московской коллегии адвокатов "Еким и партнеры" Роман Сорокин: "Деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц, по предварительному сговору, наказывается штрафом на сумму до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 2-х лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности. Я не знаю, чем руководствовался суд. Может в материалах дела есть какие-то документы, но мне сложно предположить, что их может оправдать".
Того же мнения придерживается и обвинение. Прокуратура считает приговор незаконным, будет его опротестовывать и добиваться возмещения ущерба животному миру в размере 900 тысяч рублей. Игорь Честин высказывается пессимистично: "Следственный комитет может не согласиться с судом и подать в вышестоящий суд, но тут у меня есть сомнения, потому, что один раз СК уже закрыл дело в тихую и потом вынужден был только по решению руководителя следственного комитета его возобновить. Дело в том, что я не думаю, что следственные органы будут как-то очень упорствовать в решении суда".
Но даже если прокуратура добьется своего, 900 тысяч штрафа вряд ли возместят нанесенный ущерб. По данным Фонда защиты дикой природы, в России осталось всего около 200 особей горных баранов.