Басманный суд Москвы отправил под домашний арест владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика. Предпринимателя, входящего в тридцатку богатейших бизнесменов России, обвиняют в нарушениях требований безопасности аэропорта. Именно из-за них, по версии следствия, в 2011 году туда смог беспрепятственно попасть террорист-смертник. Впрочем, относительно вины Каменщика у прокуратуры возникли сомнения — она даже намерена обжаловать его арест.
Из припарковавшегося у служебного входа Басманного суд автозака конвоиры выводят Дмитрия Каменщика. Руки владельца аэропорта Домодедова закованы в наручники, под прицелами телекамер он быстро проходит в здание. Дмитрий Каменщик не стал отвечать на вопросы и уже в зале суда. Стоял молча и ждал вердикта. То, что виновным он себя не считает, он заявил еще накануне во время допроса у следователя, а за день до задержания собрал пресс-конференцию.
"Собственник аэропорта, о котором несколько раз упоминало следствие, известен — я перед вами, — сказал Дмитрий Каменщик. — Я не скрывался, хожу каждый день на работу, проживаю в Московской области. Как и мои коллеги, мы посещаем все следственные действия, на протяжении уже пяти лет, приходя по повесткам".
Очередной визит в главное следственное управление СКР по повестке закончился для Каменщика задержанием. Ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 УК РФ – "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".
Как следует из материалов дела, в 2010 году в Домодедове разработали и ввели новую технологию досмотра на входах в аэровокзальный комплекс. По данным следствия, она предусматривала нахождение на каждой входной группе лишь одного сотрудника службы авиационной безопасности. Этот человек досматривал с помощью интроскопа багаж и личные вещи пассажиров, но при этом сами они процедуру технического контроля с использованием стационарного металлоискателя не проходили. Досмотр же входящих в аэровокзальный комплекс осуществлялся выборочно.
24 января 2011 в зал прилета без особых проблем прошел террорист-смертник Магомед Евлоев. Погибли 37 человек, 172 — получили ранения. Дмитрий Каменщик долгое время проходил по делу как свидетель. По мнению адвоката владельца Домодедова, им он должен был оставаться. "Ключом является вопрос причинно-следственной связи, простой вопрос, на него нужно ответить: от чего погибли люди — от бомбы или от нашего внутреннего документа? – рассуждает адвокат Дмитрия Каменщика Михаил Колпаков. — Мне кажется, точнее будет сказать: они погибли от бомбы. Нельзя сказать, что те же самые люди, которые погибли от бомбы, теперь второй раз погибли от документа, как это выглядит в конструкции следствия".
Изначально следствие просило суд заключить фигуранта под стражу, но затем выступило с ходатайством отправить Каменщика под домашний арест. По мнению же Генпрокуратуры, дело и вовсе стоило закрыть, а задержание Дмитрия Каменщика признать незаконным. В ходе расследования и судебного рассмотрения другого уголовного дела, которое было возбуждено после теракта, установлено, что смерть людей наступила в результате теракта, таким образом, их гибель не может находиться в связи с действиями сотрудников аэропорта Домодедово. "Мы считаем, что правовых законных оснований на задержание Каменщика не имелось, он не скрывался, — отметили в Генпрокуратуре. — На протяжении пяти лет осуществлялось расследование по иному уголовному делу, но в виду отсутствия правовых оснований дело было прекращено. По данной статье мы не считаем, что Каменщик является субъектом данного преступления, соответственно, обвинение ему предъявлено незаконно".
Спустя несколько часов ожидания судья вынес свой вердикт и отправил Дмитрия Каменщика под домашний арест. Его он проведет в собственном доме в поселке Одинцово, что в Домодедовском районе.