Автор: Дмитрий Киселёв
Неожиданная новость пришла 31 марта из Гааги. Международный трибунал по бывшей Югославии полностью оправдал лидера Радикальной партии Сербии Воислава Шешеля. Он ждал приговора с 2003 года. И, скорее всего, совсем не надеялся на такой исход. Сербов в Гааге оправдывают крайне редко. Да и приговор Радовану Караджичу — 40 лет тюрьмы — который Гаагский трибунал вынес ранее, почти не оставлял надежды.
Ведь трибунал этот — продолжение жестокой войны против Югославии — некогда цветущей страны с населением почти в 25 миллионов человек. Распад страны на шесть с половиной мелких и слабых государств в конце прошлого века стал упражнением США и НАТО по ликвидации в Европе несогласных.
Вопреки всем международным нормам и человеческой морали в 1999-м Югославию бомбили, не считаясь с жертвами среди мирного населения. Потом стал работать и Гаагский трибунал. Его цель — задним числом легитимизировать варварство Запада, видом судебных мантий придать ему некую благообразность. Вообще позорная история, точная иллюстрация слов Башара Асада: "Запад — нечестный".
За решеткой в Гааге лидер сербской Радикальной партии провел 12 лет. Без приговора. А теперь вот свободен. Так если не за что было, то, как полагает теперь Шешель, платите компенсацию. В 14 миллионов евро. Хотя лично ему они не нужны.
Автор: Андрей Медведев
Шешль не лукавит. Он правда не хотел общаться с местной прессой. Да и с политиками тоже. Последние полтора года после возвращения из Гааги, когда его отпустили по состоянию здоровья, дожидался приговора дома. Он был в своей стране изгоем. Официальные политики сторонились Шешеля — на всякий случай — вдруг придется его выдавать назад трибуналу, как выдавали раньше других. И как результат пресса тоже обходила его стороной. А он и сам до конца не был уверен, каким будет приговор, учитывая, что 80% осужденных в Гааге — это сербские политики.
"Этот трибунал создавался как антисербский суд. И в нем доминируют американцы и англичане. И они проводят антисербскую политику, поддерживая всех врагов Сербии, которые воевали против нас, а сербов унижают на каждом шагу. Сербам приписывают вину, что дело дошло до войны", — говорит Воислав Шешель.
Он все же вышел на пресс-конференцию, где его сразу спросили: какой реакции на приговор он ждет от руководства Хорватии и Боснии? Вопрос логичный — его ведь обвиняли в военных преступлениях именно во время войн в этих республиках. И Шешель отвечает: мне все равно. Пусть думают что хотят.
Он всегда говорит вслух, что другие делать не рискуют. Он был неудобным для коммунистов в социалистической Югославии, потому что требовал признать сербов стержневой нацией и критиковал федеративное устройство. Был неудобным для Милошевича, потому что требовал от него защищать сербов и в Боснии, и в Хорватии, чего тот делать не очень хотел. Он неудобен для ныне правящих политиков, потому что отрицает евроинтеграцию и все время говорит им: да как вы можете стараться понравиться Западу, который нас бомбил, который нас уничтожал в Косово и Боснии?!
- О вас часто говорят, что вы — сербский националист.
- Так и есть. Я — самый большой сербский националист. И русофил.
- То есть вы согласны с этим?
- Не просто согласен — я этим горжусь.
С точки зрения любого местного или даже не местного либерала, он говорит жутко неполиткорректные вещи. Хорватов называет сербами-католиками, а боснийцев — сербами-мусульманами. Поясняет: язык у нас по сути один. И с этим даже филологам трудно спорить.
В 2003-м он сам поехал в Гаагу, сдался и заявил, что намерен доказать свою невиновность. Он отсидел в тюрьме 12 лет, но никогда не отрицал, что финансировал сербских добровольцев в Боснии и Хорватии, потому что уверен, что речь шла о том, выживет ли Сербия или станет историей.
Шешель говорит: то, что Запад сделал с Югославией, он хотел сделать и с Россией. И потому сегодня снова он говорит вещи, способные слишком у многих даже в Белграде вызвать ярость.
"Я максимально поддерживаю президента Путина, возвращение Крыма и Севастополя, наших братьев в Луганске и Донецке, которые борются против нацистов Западной Украины, которых привели к власти американцы. И поддерживаю русскую бесценную помощь Сирии, сирийскому народу и президенту Асаду в борьбе против "Исламского государства", которое создали западные страны", — отметил Шешель.
Почему в Гааге на этот раз сделали исключение и оправдали Шешеля? Некоторые политологи считают, что таким образом хотели несколько задобрить сербов, показать, что Европа не такая уж и кровожадная, что официальный Белград для нее — партнер. Почти полноправный. Хотя на самом деле Сербия ведь так и не получила ничего из того, что обещал ей Запад, если она сдаст генерала Ратко Младича или политика Радована Караджича, если в стране пройдет гей-парад, а правительство признает — хотя бы частично — независимое Косово.
Не дали ни миллиарды инвестиций, ни безвизовый режим. Единственное, что досталось Сербии от Европы, — сотни тысяч беженцев с Ближнего Востока, которые шли транзитом через страну. Многие так и не уехали и все еще бродят по Белграду.
"Сегодняшняя власть пытается усидеть на двух стульях, но ведь понятно, что это невозможно сделать. И мы давим на них, чтобы они отошли от политики сближения с ЕС и НАТО. Мы хотим интеграции с Россией, причем не только наша партия, огромное число сербов хочет того же. Интеграция с Россией нам обеспечит будущее, выход из кризиса, безопасность. Это наши братья. у нас общая культура, общий цивилизационный корень, говорим почти на одном языке", — подчеркивает Воислав Шешель.
Он теперь идет на выборы — они в Сербии — через месяц — как раз под пророссийскими лозунгами. По оценкам, он может получить 5-9% голосов. Сам он рассчитывает на 25%.
Еще Шешель намерен судиться с Гаагским трибуналом, потребовать 14 миллионов евро компенсации за годы, проведенные в тюрьме.