19 мая пришла трагичная новость. В Средиземное море рухнул авиалайнер, взлетевший из Парижа. Airbus 320 египетской компании EgyptAir взял курс на Каир. На борту было 56 пассажиров, включая троих детей и 10 членов экипажа . За полчаса до берега самолет пропал с радаров. Уже к вечеру в море были обнаружены первые обломки лайнера. Поисковая операция продолжается.
Президент Владимир Путин одним из первых мировых лидеров направил телеграммы соболезнования лидерам Франции и Египта — Олланду и Ас-Сиси.
Уже есть несколько версий авиакатастрофы. Не исключается и теракт.
Умеренный ветер, волнение небольшое, безоблачное небо позволяют тщательно исследовать место крушения не только с самолета, но и со спутников. Именно снимок с орбиты позволил обнаружить следы авиационного топлива на воде 100 километров южнее греческого острова Карпатос, 295 севернее крупнейшего египетского порта Александрии, примерно там, где накануне египетские моряки подняли из воды авиационные кресла, чемоданы, спасательный жилет и фрагмент тела погибшего пассажира.
Круг сужается. Речь идет уже об извлечении с большой глубины бортовых самописцев — черных ящиков. Задействованы подводные лодки, батискаф, специальная аппаратура одного из египетских эсминцев. Правда, полностью положиться на технику нельзя.
Из США сообщили, что их спутники не обнаружили взрыва в воздухе в момент, когда Airbus А-320, следовавший из Парижа в Каир, пропал с радаров. Специалисты тут же поспешили объявить фальшивкой видео светящегося объекта на фоне ночного неба, стремительно падающего вниз. И все-таки пожар был.
Спустя несколько дней стало ясно, что на борту лайнера не все было благополучно. Всего за несколько минут до того, как он пропал с радаров, в туалете, в кабине пилотов, на панельной доске приборы зарегистрировали сильное задымление.
Раскалился и оплавился иллюминатор в кабине пилота. Диспетчеры на земле получили информацию о перегреве в системах авионики. Возможно, именно отказ этих систем стал причиной странных маневров самолета перед исчезновением, на которое обратил внимание министр обороны Греции Панос Камменос.
"В 3:39 ночи самолет взял курс на юго-юго-восток от островов Кассос и Карпатос. Войдя в район полетной информации (FIR) Каира, самолет совершил резкие маневры и снижение, повернул на 90 градусов налево, а затем на 360 градусов вправо", – сказал Камменос.
Если причиной катастрофы стал пожар, то бортовой самописец, регистрирующий переговоры в кабине пилотов, хранит в себе информацию о причине трагедии. А второй черный ящик, отслеживающий работу системы жизнеобеспечения лайнера, позволит поминутно воссоздать картину катастрофы.
Известно лишь, что за 10 минут до этого капитан самолета шутил, благодаря на греческом языке диспетчеров из Афин. То, что произошло через несколько мгновений, случилось внезапно и развивалось стремительно.
В первые часы, когда информации практически нет, люди готовы воспринимать любые, даже самые мистические объяснения. Сразу же кто-то нашел в социальных сетях фотографию стюардессы 26-летней Самар Изэтдин, которая незадолго до аварии сфотографировалась на берегу моря в мокрой одежде. На заднем плане тонул самолет. Шутка оказалась и мрачной, и пророческой.
Информация о задымлении вновь заставила заговорить о том, что три года назад в Airbus ремонтировали двигатель. Он перегрелся тогда во время перелета из Каира в Стамбул. Вспомнили, что рейс Париж — Каир был пятым для этого самолета маршрутом за сутки, и днем ему предстояло лететь в Хургаду. Но с точки зрения специалистов Министерства гражданской авиации Египта, версия теракта вероятнее версии о роковых технических неисправностях.
Правда, до сих пор ни одна из радикальных группировок, обычно спешащих похвастаться достижениями, не взяла на себя ответственность за случившееся. Странно и то, что террорист ждал три часа, прежде чем привел в действие взрывное устройство.
"Если причиной катастрофы был теракт, то это — прокол служб безопасности Франции. Сегодня в египетских аэропортах проверка самая тщательная", — отметил Халед Амр, эксперт по вопросам безопасности.
Действительно, в международном аэропорту Каира в зоне вылета приходится дважды снимать обувь, предоставлять ручную кладь для сканирования и пять раз предъявлять паспорт и билет. Международная проверка безопасности, которая происходила 10 месяцев назад, показала, что логистика блестящая: проверка документов на въезде, двойное сканирование багажа, сверка документов.
Парижский аэропорт Charles-de-Gaulle, напротив, отнюдь не похож на крепость. На входе вы не увидите рамку металлоискателя, ваш чемодан не положат на ленту сканера, а документами впервые поинтересуются на регистрации.
Что бы ни стало причиной катастрофы — бомба, техническая неисправность, неадекватные действия экипажа или пассажиров – в любом случае это — очередной и очень чувствительный удар по египетскому туризму.
"Шесть лет назад к нам приезжали 14 миллионов туристов в год, и самое страшное, что могло произойти, — это акула на пляже Шарм-эль-Шейха. Но самым страшным злом для нас стал террор, отнимающий у нас работу", — сказал гид Мохаммед Ахмад.
Во время традиционной пятничной молитвы люди оплакивали погибших. Чуда не произошло – крушение не оставило шансов на спасение. Воды Средиземного моря сомкнулись над 66 пассажирами членами экипажа рейса МС-804, и работа по их поиску не будет ни простой, ни скорой.