ИГИЛ или "Талибан" (запрещена в РФ)? Казалось бы, что тут сравнивать? Два движения отличаются лишь разными ракурсами мракобесия. Однако по мере того, как расползающийся из Ирака и Сирии ИГИЛ (запрещена в РФ)берет под контроль все новые районы Афганистана, моджахеды из "Талибана" на этом фоне кажутся кому-то "умеренными".
Например, жители афганской провинции Нангархар, часть районов которой попали под контроль ИГИЛ, чуть ли не с ностальгией вспоминают годы, проведенные под властью "Талибана". Сейчас террор стал нормой жизни. Публичные казни происходят почти ежедневно в каждой деревне. И, разумеется, обязательно после пятничной молитвы. Присутствие обязательно. Казнят, отрубая головы, всех, кого заподозрят в связях с кабульским правительством. Лишиться головы можно и за ношение западной одежды типа джинсов, а полиция нравов ИГИЛ строго следит за соблюдением формы одежды взрослых и детей. Голову отрубят за просмотр музыкальных клипов, употребление пищи совместно с представителями противоположного пола или вообще за употребление "не мусульманской пищи". Казнят за разговор с незнакомцем противоположного пола, за употребление пива и курение. Список длинный. По подозрению в воровстве отрубят руку, за пропуск молитвы подконтрольного ИГИЛ муллы дадут 20 ударов плетью.
Женщинам запрещено выходить из дома без сопровождения мужчины-родственника даже в соседнюю лавку, что "Талибан" делать позволял. Людей похищают с целью выкупа, но потом их все равно чаще никто не видит. Жителей принуждают работать на ИГИЛ и облагают данью. "Талибан" запрещал всякое обучение девочек и женщин. ИГИЛ старается показать, что он в чем-то более "продвинутый", устраивающий жизнь на основе, так сказать, "права" в соответствии со своим пониманием ислама в трактовке 7 века. В контролируемых районах они взрывают светские школы, заменяя собственным начальным обучением, в основном, борьбе с неверными. Обучение женщин они признают в отдельных для них школах, но не старше 15 лет. В контролируемом ими иракском Мосуле игиловцы даже разрешили вновь открыть местный университет. С измененной программой, разумеется.
ИГИЛ на контролируемых территориях пытается действовать как полноценное государство, регламентируя в том числе бытовое поведение людей. Они выдают свидетельства о рождении и другие справки, регламентируют торговлю и ремесла, сохраняют систему медпомощи, где она была, разрешают и даже поощряют прививки детям, которые "Талибан" запрещал, отчего для Пакистана и Афганистана полиомиелит является массовой проблемой. Поддерживая имидж борцов за социальную справедливость, игиловцы регулируют цены на такие товары как хлеб. В не контролируемых районах ИГИЛ напоминает о себе терактами.
ИГИЛ проник в Афганистан в 2014 году. В 2015 было объявлено о намерении включить его, или Хорасан, как они его называют, в состав одноименной провинции халифата со столицей в Джелалабаде. Туда должны войти часть Пакистана, Центральной Азии и Восточный Иран. Сейчас ИГИЛ контролирует с десяток районов провинции Нангархар, граничащей с Пакистаном, а также некоторые территории в соседней провинции Кунар. Поначалу игиловцы вступили в тактический альянс с "Талибаном" против поддерживаемого США президента Ашрафа Гани. Сейчас они намерены играть первую роль, воюя с "Талибаном" и переманивая его боевиков при финансовой помощи из стран Персидского залива со стороны тех, кто считает ИГИЛ более "перспективным" для продвижения радикального фундаментализма, а также от соратников из Ирака. Потенциал для вербовки велик: общая численность самых разных радикальных структур, сражающихся с кабульским правительством, составляет до 60 тысяч человек. За переход из "Талибана" в ИГИЛ рядовым платят от 200 долларов, что для Афганистана приличная сумма, а командному составу до 600 долларов. К тому же радикально настроенные молодые афганцы считают, что "Талибан" выдохся, раз за 14 лет борьбы не смог восстановить контроль над страной. Часть пуштунских племен Пакистана, которые раньше поддерживали "Талибан", сейчас чаще вливаются в ИГИЛ.
Цели у двух группировок исламистов разные. "Талибан" хочет контролировать лишь Афганистан. ИГИЛ же претендует на создание огромного халифата и на главенство среди всех джихадистов мира. Афганистан рассматривается и как плацдарм для экспансии в Среднюю Азию. Боевики-выходцы из среднеазиатских республик уже присутствуют в рядах ИГИЛ. Игиловцы замечены и на севере Афганистана, в непосредственной близости от Таджикистана и Туркмении. Эти места населены узбеками, таджиками, туркменами и киргизами, что может облегчить проникновение на территорию Средней Азии радикалов из Афганистана. В северной афганской провинции Джаузджан боевики ИГИЛ действуют в смычке с запрещенным в Узбекистане и России "Исламским движением Узбекистана". В другой северной провинции Бадахшан часть боевиков "Талибана" недавно присягнула ИГИЛ.
Когда американцы входили в Афганистан в 2001 году для быстрой победы над "Талибаном", казалось, что миссия выполнима. Сегодня так не кажется. Афганские правительственные войска, разложенные еще и коррупцией, несмотря на американский тренинг, по-прежнему не способны вести масштабные боевые действия против радикалов. В афганских и американских кругах все чаще звучат призывы как-то начать договариваться с прочно удерживающим свои позиции "Талибаном" перед лицом ИГИЛ. Глядишь, скоро в Вашингтоне начнут называть этих боевиков "умеренными" на фоне еще более мракобесных фанатиков из ИГИЛ. Устойчивого государства создать в Афганистане так и не удалось. Думается, что вовлечение "Талибана" в состав какого-нибудь "правительства национального единства" — это лишь вопрос времени.