Около 34 тысяч жителей Ирака покинули свои дома после начала штурма ИГИЛ. Это свежая информация ООН. О гуманитарной катастрофе предупреждают и другие правозащитные организации. Несмотря на это, осада города продолжается. Без гуманитарных коридоров и эвакуации раненых. Армия Ирака впервые с начала операции в Мосуле вошла в северные кварталы города. Об этом сообщил телеканал "Аль-Джазира".
Штурм Мосула, очевидно, "забуксовал". Это ясно и из тех карт, которыми располагают сами иракцы. Видно, что город, хотя и на грани окружения, но от основной территории не отрезан.
Дороги к западу от города так и не перекрыты. То ли террористы настолько ожесточенно сопротивляются, то ли им дают последнюю возможность сбежать. Например, в Сирию. Продвижение к Мосулу с севера и юга по-прежнему сильно отстает от намеченных темпов, в результате чего штурм самого города фактически происходит с одного направления. Отсюда и весьма скромные результаты. Курды не особенно торопятся, избегая излишних потерь, с которыми достаточно быстро столкнулась иракская армия, когда в уличных боях встретилась с террористами. Свидетелем стала военный корреспондент CNN.
"Что произошло, когда боевики ИГИЛ (организация запрещена в РФ) атаковали нас на улочке, по которой следовал конвой? Они разбили его надвое. И это было самое душераздирающее впечатление для меня за долгие годы работы в конфликтных зонах. Машины конвоя со всех сторон начали обстреливать из автоматов и гранатометов, заставляя солдат и нас вместе с ними покинуть машины и побежать прочь! А потом ИГИЛ (запрещена в РФ)ударили уже по зданиям, где солдаты пытались спрятаться", — рассказывает корреспондент CNN Арва Дэймон.
Боевики ИГИЛ третий день подряд бросали на позиции противников десятки заминированных автомобилей. Сообщается, что иракцы потеряли более 150 человек убитыми и ранеными, а также три танка и десятки единиц БМП и другой техники. Часть арабских СМИ, в основном иорданские, сообщают о большом количестве жертв среди американских военных советников и сил спецназа. Но больше всего страдает мирное население. Правозащитники предсказывают массовый исход беженцев из Мосула.
"Они всё ещё заперты внутри. Их больше одного миллиона, по крайней мере 1,2 миллиона людей, запертых в городе. Мы слышим истории от тех, кто бежит оттуда: никакой личной свободы, никаких школ, немного еды, нельзя иметь при себе мобильный телефон, телевизор или радио. Мы боимся, что по мере того, как будет разворачиваться операция, людей, которые будут спасаться бегством, станет больше. И мы готовимся принять всех этих людей. Им понадобятся места, чтобы спать, еда, вода и обеспечение безопасности", — рассказывает сотрудница Norwegian Refugee Council Алвей Струме.
Гуманитарных коридоров для выхода мирных жителей нет, эвакуации раненых – тоже. И всё это — в условиях полного информационного вакуума.
Военные Ирака не скрывают опасений. Стремительный штурм Мосула вполне может замедлиться, как только пройдут президентские выборы в США. Пока же – до голосования – в СМИ по-прежнему говорят: Мосул вот-вот будет освобожден. Только длится операция уже почти месяц.