Анатолий Лысенко отмечает 80-летие

"Что? Где? Когда?", "Взгляд", ВГТРК, "ТВ Центр" и ОТР. Их объединяет имя Анатолия Лысенко, стоявшего у истоков создания всех этих программ и каналов. Сегодня он отмечает 80-летие.

"Что? Где? Когда?", "Взгляд", ВГТРК, "ТВ Центр" и ОТР. Их объединяет имя Анатолия Лысенко, стоявшего у истоков создания всех этих программ и каналов. Сегодня он отмечает 80-летие.

Его первый эфир состоялся больше полувека назад. И уже одним этим фактом Анатолий Лысенко — безусловная легенда отечественного телевидения.
"Я всю жизнь отработал практически в том телевидении. В молодежке 22 года в штате. Всю жизнь я там отработал. Первая передача была в 1957. Это значит 61 год уже. Это все молодежка в основном. А так, были фильмы. Около 60-65 документальных фильмов сделал. Сценарии к ним", — отметил генеральный директор ТОР Анатолий Лысенко.

А ведь мало кто знает, что по образованию Анатолий Григорьевич — железнодорожник. Но сама судьба сделала его автором и соавтором такой телеклассики, как "А ну-ка, девушки" "Что? Где? Когда?". И в первую очередь — самой влиятельной программы 90-х "Взгляд".

"Взгляд, конечно, это была эпоха. Но для меня это была работа, и никто не ставил никаких революционных задач. Была поставлена задача сделать передачу — мы ее сделали. Она позволила вырасти многим ребятам, стать ассами. Кто-то ушел в небытие, кто-то поднялся. Вот это была работа", — сказал Лысенко.

В начале девяностых вместе с группой отчаянных энтузиастов Лысенко возглавил телевидение уже новой России — ВГТРК.

"Тогда у ВГТРК кроме названия нет ничего. Нет частоты, нет помещения, нет техники, нет денег и нет будущего. И мы бросаем свою работу. Удачливые, нормальные люди и уходим в небытие. И более того, мы уходим в оппозиционное небытие. Потому что все понимали, что ВГТРК — канала Ельцина", — делится Анатолий Лысенко.

После ВГТРК он практически с нуля создаст еще несколько телекомпаний. "ТВ Центр" и ОТР — "Общественное российское телевидение", должность генерального директора которого занимает и сейчас.

"Я хотел бы видеть телевидение, которое рассказывает о реальной простой жизни вне Москвы. Это не телевидение Московской тусовки. Мне хочется, чтобы общественное телевидение было аналитически-образовательным. Когда мы создали "Общественное телевидение России" у нас было первое условия — не кричать. У нас в передачах, если вы посмотрите, никто не кричит. Люди пытаются убедить друг друга, но не криком. Потому что, когда человек кричит, его противник не слышит".

Представить себе современное телевидение без Анатолия Лысенко невозможно. Он не только его патриарх, но и человек, неустанно создающий телевизионную вселенную будущего.

"Мне кажется, что сегодня основная задача телевидения — просвещение. Мы ставим перед собой задачу выстроить гражданское общество. Мощное, демократичное, гражданское общество. Может это назидательно, я старый, занудный, но телевидение должно быть воспитателем. Это мощнейшее оружие. Оно должно быть воспитателем. Не разрушителем", — говорит Лысенко.

Свой юбилей он встретит на работе. Впрочем, можно ли назвать работой то удивительное состояние многолетнего творческого полета, которое стало его судьбой и одновременно историей отечественного телевидения.