Автор: Дмитрий Киселёв
29 мая начинается визит Владимира Путина во Францию. Российским президент посетит Париж по приглашению нового президента Франции Эммануэля Макрона. Главы государств примут участие в церемонии открытия выставки, посвященной 300-летию поездки Петра Великого во Францию, в ходе которой наши страны установили дипотношения. Вернисаж, подготовленный Государственным Эрмитажем, пройдет в Версале.
Это будет первая встреча Владимира Путина и Эммануэля Макрона. По словам помощника президента Юрия Ушакова, общение будет неформальным, подписания документов не планируется — просто знакомство и обмен мнениями по актуальным темам. Таких много.
Автор: Алексей Петров
Король-Солнце Людовик XIV свысока смотрит на море туристов. В толпе — разговоры о том, что за сокровища привезли из Санкт-Петербурга. Выставка, посвящённая 300-Летию визита Петра Первого во Францию, обещает стать главным культурным событием лета.
На старинных решетках Версаля – афиши: "Петр Великий во Франции". Экспозиция будет открыта почти до конца сентября. Для ценителей истории это по-настоящему царский подарок.
Экспонаты только смонтировали. Посетителей в залы пока ещё не пускают. Для прессы сделали исключение. Такой разный Петр: вот портрет эпохи великого посольства. Это копия работы Энрико Белли с шедевра английского живописца Кнеллера. Совсем молодой царь, который так изменился за два десятилетия вместе со всей страной.
"Тот образ, который мы знаем со школы, образ царя-плотника, относится к первому путешествию, когда царь открывал для себя Европу, а Европа открывала для себя русского царя. Второе его путешествие 1717 года, которому посвящена эта выставка, — уже совершенно иная Россия. И совершенно иной царь. Россия одержала уже свои знаменитые победы в Северной войне, царь был занят грандиозными реформами, Россия менялась, менялся сам Пётр. Задачи второго путешествия, путешествия во Францию, были уже иными", — рассказала Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа.
Уникальные образцы — четыре гравюры французских мастеров — заказ, сделанный русским царем в Париже. Здесь изображены основные события Северной войны. Рядом — медальон, выточенный в царской токарне, на котором двуглавый орёл держит карты четырёх морей — символ триумфа российской внешней политики петровского времени. Особая гордость — шедевры живописи, которые раньше никогда не покидали залов Эрмитажа.
"Это работа французского художника Луи Каравака, изображающая Полтавскую баталию. Мы представляем себе Полтавскую баталию глазами французских художников. В России ещё не было традиций батальной живописи, во Франции такая традиция была, потому именно французские мастера получили заказы на изображение основных событий Северной войны", — пояснила Бахарева.
Пожалуй, самый нашумевший эпизод царского вояжа — Петр вопреки церемониалу подхватывает на руки французского короля Людовика XV, которому тогда было семь лет. Знаменитая фраза русского монарха: "В моих руках сейчас вся Франция".
Но переговоры шли, конечно, не с наследником престола, а с регентом Филиппом II Орлеанским. Его портрет — в залах Большого Трианона. В лице Парижа Петербург искал союзника против Швеции и гаранта территориальных приобретений. В каком-то смысле это ещё и окончательное утверждение России в Европе.
"Для Франции 1717 год означает установление отношений с Россией. Это начало политических и дипломатических связей, которые будут развиваться в дальнейшем. Раньше французы вообще мало что знали о России и даже не представляли себе её реальных границ. Приезд Петра Великого позволил осознать существование новой силы на политической карте Европы", — отметил Тьери Сарман, глава Центра архивов Департамента исторического наследия Министерства обороны Франции.
Уникальные экспонаты. Один из костюмов Петра Великого. Сшит по Французской моде. Личные вещи царя, которые он постоянно брал с собой в путешествия. Кубки. Сейф, который закрывается одним поворотом на семь замков и привинчивается к столу. Табакерка в виде кораблика, личная печать, аптечка и трости, где в одной заключена подзорная труба, а в другой — линейка.
Согласно историческим документам Петр, гуляя по паркам, измерял расстояния. Многочисленные математические инструменты, которые царь приобрёл во Франции. За время визита он успел посетить Академию наук, обсерваторию. Так что состоявшееся через семь лет открытие Академии наук в Петербурге — это тоже отчасти и французский след.
Один из самых редких экспонатов — рисунок Петра Первого. Наброски дворца Монплезир. Напоминание о том, что именно легендарный Версаль стал прообразом величественного ансамбля Петергофа. И тот самый карандаш, который так берегут сотрудники Эрмитажа. Глаз не спускали — переживали, чтобы в спешке не перепутать 300-летий раритет с обычным карандашом. Самые маленькие экспонаты — миниатюры с изображением Петра и его семьи. Но есть и шедевры совсем иного масштаба.
"Самый большой экспонат — шпалера. Это одна из четырёх шпалер, которые были подарены Петру Первому при посещении им мануфактуры гобеленов в Париже", — сказала Наталья Бахарева.
Большой Трианон, шедевр французской архитектуры, для проведения выставки выбрали неслучайно. Именно в одном его крыле как раз и находились покои Петра Великого. Поездка стала новым этапом в отношениях России и Франции. Экспозиция — это словно напоминание, как важны и сегодня для Москвы связи с Парижем и для Парижа — с Москвой.
Уже известно: выставку посетят президенты двух государств Владимир Путин и Эммануэль Макрон. Хороший повод обсудить, в каком состоянии сейчас отношения между Москвой и Парижем.
"Эта выставка — символ того, что несмотря на какие-то конъюнктурные моменты, Россия с Европой связана очень давними и прочными историческими связями. По существу наши отношения с Европой начали развиваться с Петра Первого, с его визита во Францию в 1717 году. И можно сказать, что Пётр Первый начал строить Европу от Урала до Атлантики за 250 лет до генерала де Голля. Думаю, напоминание об общих исторических корнях, общих исторических традициях особенно важно сегодня. Очень важно ещё и потому, что сегодня во главе Франции мы имеем очень высокообразованного человека, знающего культуру, историю, литературу. Франция хотела бы возродить своё величие былых времён. Но возродить это величие она может, прежде всего, благодаря хорошим и активным отношениям с Россией", — уверен посол РФ во Франции Александр Орлов.
Шедевры Эрмитажа в Версале — свидетельство того, на каком историческом фундаменте выстроены отношения двух стран и как важно их сохранить.