Аморальное с точки зрения исторической правды — так назвали в российском МИДе решение Варшавы не допускать Россию к работам по обновлению музея на месте концлагеря "Собибор". Подключиться к проекту нашей стране предложили сами поляки. Почему же передумали?
Решение Варшавы не допускать Россию к проекту обновления места памяти в Собиборе было предсказуемым — ему предшествовали длительные проволочки. Четыре года назад Россия получила официальное приглашение участвовать в создании новой концепции музея от государств Израиль, Нидерланды и Словакия.
Польская сторона тормозила, выдвигая все новые условия, которые не сообщались российской стороне. То есть на самом примитивном организационном уровне. И вот сейчас официальное сообщение из Варшавы, что на заседании Международного управляющего комитета проекта было решено "продолжать сотрудничество в прежнем составе", то есть без России.
В МИД РФ обвинили Польшу в демонстрации русофобии. "Сложно отрицать, что участие России в создании обновленного музея – места памяти "Собибор" — абсолютно оправдано", — отметили в ведомстве.
Концлагерь на территории Польши, близ станции Собибор, нацисты устроили для уничтожения евреев, которых свозили сюда с оккупированных территорий. За тем, чтобы машина смерти работала бесперебойно, следил сам Гиммлер. Здесь в газовых камерах погибли 250 тысяч евреев из Польши, Нидерландов, Франции, Чехии и вместе с ними — евреи из СССР. И только на основании этого Россия должна принимать участие в обновлении музея в Собиборе.
Но есть и важнейший акцент: отсюда 14 октября 1943 произошел единственный успешный массовый побег узников. Человеком, который спланировал и возглавил операцию, был красноармеец – 28-летний лейтенант Александр Печерский. Вспоминает ныне живущий в Израиле Аркадий Вайспопирс (участник восстания в Собиборе): "Благодаря побегу, организованному лейтенантом Печерским, на свободу прорвались 300 узников. Они прятались в лесах. Эсэсовцы сумели поймать и расстрелять 150".
Лагерь смерти после побега стерли с лица земли. В музее Собибора до сих пор не было даже стенда, рассказывающего о подвиге Александра Ароновича Печерского. Судя по всему, такой стенд и не появится.
О восстании в Собиборе впервые написал Вениамин Каверин в журнале "Знамя" в 1945 году. Этой странице истории посвящены серьезные исследования, книги, фильмы, один из известных художественных, где Печерского играет звезда кино Рутгер Хауэр. Три года назад на месте Собибора провели раскопки, которые могут пролить свет на некоторые детали содержания узников и побег.
Польша как будто хочет приватизировать эту историю. Интересно, как в новом музее будут рассказывать про побег из лагеря, и отметят ли роль пленных красноармейцев в этой беспрецедентной операции.