Водолазы Северного флота готовятся к сложнейшей операции в Баренцевом море. Специалистам предстоит поднять танки времен Великой Отечественной войны, которые перевозил американский сухогруз Thomas Donaldson. Вместе с бронетехникой корабль, подбитый немецкой торпедой, пролежал на дне более семидесяти лет. И только теперь он открывает свои тайны.
Каждый спуск водолазов — операция повышенного риска: давление, ограниченная видимость. В такой обстановке нужно не только обнаружить объект под водой, но и поднять его на поверхность. Военные и гражданские водолазы прошли серьезные тренировки на макете подводной лодки, лежащей на глубине 45 метров на дне Баренцева моря. Все, как в реальных условиях.
- Все готовы?
- Есть.
И обязательная спецподготовка в барокамере. В таком аппарате давление 10 атмосфер — что соответствует погружению на стометровую глубину. Без таких тренировок глубоководные погружения просто невозможны.
- Понятно, получили. Все хорошо, приняли.
Группа специалистов аварийно-спасательного отряда Северного флота прибыла в район острова Кильдин. Именно здесь в акватории Баренцева моря находятся десятки затонувших судов времен Великой Отечественной войны.
В те годы Мурманск был основным портом, принимавшим грузы по ленд-лизу. С огромным риском арктическими конвоями союзники переправляли в Советский Союз самолеты, танки, зенитки и другую технику. Немцы конвои нещадно бомбили. В марте 1945 года торпедным ударом подлодки было уничтожено американское судно Thomas Donaldson.
Специалисты Северного флота ведут обследование судна с 2005 года. Из его трюмов уже подняты несколько танков "Шерманн", инженерные машины, артиллерийские установки, паровая лебедка и даже паровоз. Thomas Donaldson лежит на глубине 60 метров. Ровный песчаный грунт. Это реальный шанс прикоснуться к живой истории.
"Провели ряд обширных работ подготовительных, таких, как такелажные работы по подготовке оснастки для подъема образцов вооружения и военной техники, плюс водолазные работы", — говорит старший водолазный специалист аварийно-спасательного отряда Северного флота ВМФ России Василий Фролов.
Даже при современном уровне подводных беспилотников самые сложные операции выполняет человек. В целях безопасности перед спуском водолазов дно обследуют телеуправляемые подводные аппараты.
"Планируем прежде всего более подробную доразведку того, что находится на дне. В первую очередь планируем поднять еще автобронетанковую технику. Погода позволяет. И уже будем отрабатывать комплексные приемы работы на дне", — поясняет командующий Северным флотом ВМФ России Николай Евменов.
Водолазам предстоит отработать приемы по ликвидации последствий необычайных ситуаций, в том числе и с подводными лодками. На вооружении Северного флота стоят глубоководные аппараты, которые позволяют осуществлять спасательные работы на глубине в десятки метров. Они оснащены новейшей российской гидролокационной станцией. В марте 2017 года аппараты АС-34 успешно прошли испытания.