Один из украинских карателей, убивавший мирное население в Донбассе, Виталий Маркив арестован судом Болоньи. Итальянское следствие предполагает, что именно он три года назад обстрелял съемочную группу из Италии, убив фотокорреспондента Андреа Роккелли. И как выяснилось, стрелял боец нацгварии Украины намеренно и прицельно.
В 9 часов в свой кабинет генеральный прокурор города Павии вызывает своих заместителей. Перед тем, как начнется интервью с каналом "Россия", нужно понять что можно говорить, чтобы не помешать следствию. Только спустя три дня после ареста бойца национальной гвардии Украины Виталия Маркива Италия, похоже, поняла что наделала. Всем было удобно считать, что итальянский журналист Андреа Роккелли погиб под Славянском потому, что в 2014 году там была война, и что Андреа — ее побочный эффект, а стреляли в него, конечно, ополченцы Донбасса.
- Когда у вас появилось это имя — Маркив?
"Мы установили его личность. Скажем так — мы провели целую серию расследований, чтобы убедиться в том, что арестованный нами человек связан с убийством Энди Роккелли", — поясняет прокурор Павии Джорджо Рипозо в эксклюзивном интервью.
Генерального прокурора недостаточно перевести на русский. Важно понимать — идет следствие, на крохотный город Павия уже начали давить, потому что Виталий Маркив — не просто гражданин Италии (мама-украинка замужем за итальянцем). Обвиняемый — национальный герой новой Украины — в 2014 году он рванул защищать родину на Майдан, потом перебрался под Славянск, где и погиб Роккелли. Сам Маркив об этом рассказывает в многочисленных интервью. К примеру, репортаж из постоянной рубрики "Если бы не война".
- Доказательства? Как бы вы их охарактеризовали? Убедительные? С горы Карачун огонь вел он? Маркив?
"Единственное, что мы пока можем сказать, — все доказательные элементы, которые привели нас к тому, чтобы запросить ордер на арест, мы уже представили судье. Там показания свидетелей, компьютерные данные", — подчеркивает прокурор Павии Джорджо Рипозо.
Опять дополним прокурора — Италии, конечно, повезло, потому что Виталий Маркив сам представил все доказательства. По глупости.
Серьезный военный регулярной армии разве станет размещать в Facebook (запрещена в РФ) свои фотографии с горы Карачун, откуда открыли огонь по группе иностранных журналистов, публиковать свои видео, переписываться с коллегами Роккелли о том, как все случилось? В самолет в Италию он сел спокойно, уверенно. Телефоны его родных слушали несколько месяцев, а он ни о чем не подозревал — блестящая операция.
"Наша позиция – обороняться. Не заходите в наш дом!" – декларировал свое жизненное кредо боец нацгвардии Украины Виталий Маркив.
Андреа Роккелли — Энди — расстреляли потому, что был журналистом. Он фотографировал то, что украинским военным не нравилось. Его самая известная фотография — бункер. За три дня до своей смерти он снял репортаж "Мы не звери" о том, как многодетная семья из Авдеевки прячется в погребе от обстрелов украинской гвардии.
На его снимках с передовой — не террористы, а шахтеры, женщины, дети. Он заходил к ним домой, пил чай, пытался говорить по-русски.
"Я хочу разобраться", — так он сказал родителям за сутки до смерти. Последние фото, что нашли в его компьютере следствие и друзья, — важные доказательства.
Например, такая фотография. О чем она? Стоит поезд на рельсах. Но за ним — тяжелая украинская техника.
Андреа два дня следил за этой точкой, возвращался. Пока по машине журналистов не открыли прицельный минометный огонь.
- Почему вы не сдались? Почему так важно добиться справедливости? Ведь Энди не вернуть. И эта правда — неудобная — Европе она была не нужна?
"Конечно, Энди не вернуть, — соглашается друг Андреа Роккелли. — Но никому даже в голову не пришло — сдаться. Версия, представленная Украиной, — отписка. Мы сразу подозревали, что все было не так. Мы боролись. Добивались открытия дела. И это победа!"
Украина пытается раздуть международный скандал, защита будет пытаться изменить меру пресечения. Маркив сейчас в тюрьме Павии. Но вряд ли Италия его отпустит.
У них есть все, и самое главное — ключевой свидетель, чудом выживший в том обстреле французский фотограф Вильям Рогелон, который лично приезжал в Италию давать показания. Он подтвердил, что это была не случайная мина. Бойцы батальона Маркива сначала выпустили по журналистам очередь из Калашникова. Потом заработал миномет. Огонь постоянно корректировали.
- Он сотрудничает? Отвечает на вопросы?
"Виталий Маркив воспользовался своим правом. Мы ему по закону зачитали его право — не отвечать на вопросы", — говорит прокурор Павии Джорджо Рипозо.