Тема:

Оскар-2016 8 лет назад

"Джанго освобожденный" вместо "Оскара". Реплика Андрея Норкина

Сразу после оглашения списка номинантов на премию "Оскар" в Американской киноакадемии, организации, отвечающей за распределение главной кинонаграды, разразился грандиозный скандал на расовой почве.

Здравствуйте! Моя любимая тема о том, что всемирное стремление к политкорректности приобретает масштабы всемирного же сумасшествия, на днях обросла красочными подробностями. Сразу после оглашения списка номинантов на премию "Оскар" в Американской киноакадемии — организации, отвечающей за распределение главной кинонаграды, разразился грандиозный скандал на расовой почве.

Начало положила актриса Джада Пинкетт-Смит, выказавшая свое недовольство отсутствием афроамериканских актеров в числе соискателей "Оскара". При этом для обслуживания церемонии их привлекают. Как сказали бы во времена моего пионерского детства: "А у вас негров эксплуатируют!" "Стоит ли в таком случае вообще посещать эту расистскую церемонию?" — спросила общественность актриса.

Ее порыв тут же поддержал режиссер Спайк Ли, самим фактом своего существования подтверждающий тезис о расовой сегрегации, поскольку является, видимо, единственным известным в мире режиссером-афроамериканцем, и поэтому не пропускающим ни одного подобного скандала. В самой Америке, правда, зрители смотрят фильмы Спайка Ли с не самым большим энтузиазмом, зато в набившей руку в борьбе за толерантность и права личности Европе его любят и вручают призы. В конце концов это привело к тому, что Спайк Ли получил почетного "Оскара", но нежных чувств к Киноакадемии у него не прибавилось.

"Как стало возможным, что второй год подряд все двадцать претендентов на актерские призы оказались белыми?" — уточнил он. И сам же ответил, что Академия самоустранилась от "настоящей битвы", которая происходит в офисах продюсеров, где решают, кого выдвигать на премию. "Люди, пока мы остаемся вне комнаты, в которой принимают решения, пока идем на поводу, оскаровские номинанты будут только белыми!"

Как оказалось, всего двух призывов к бойкоту церемонии вручения премии "Оскар" стало достаточно для того, чтобы в Киноакадемии целиком и полностью признали свои ошибки. Шерил Бун Айзекс, третья в истории женщина-президент этой организации и первая – афроамериканка, анонсировала радикальную реформу: "В ближайшие дни мы пересмотрим правила приема новых членов, чтобы привнести необходимое разнообразие в церемонии". По-моему, этот тихий бред может привести к очень печальным последствиям для любимого столь многими "Оскара", который и так уже много лет упрекают в излишней политкорректности.

Творческие премии нельзя присуждать, исходя из принципов справедливости. Сегодня отметим тебя, а завтра – тебя! Творческие премии присуждают лучшим, самым талантливым, самым ярким, и не их вина в том, что своими способностями одни представители профессии превосходят других. Говорят, что хороши все жанры, кроме скучного. Мне кажется, что реформа, которую сгоряча затеяли в американском кино, как раз и заведет в этот тупик. Госпожа Айзекс уже пояснила, что необходимо добиться паритета, чтобы новые члены Киноакадемии были разными по всем параметрам. То есть: по полу, по расовой и этнической принадлежности, а также по сексуальной ориентации. Это означает, что такие члены Академии смогут защищать интересы всех слоев общества, всех его представителей. Но это же просто – прямая дорога к квотам. В этом году "Оскар" присуждается темнокожим женщинам, в следующем году – мужчинам-латиноамериканцам, а через год отметят кинематографистов из ЛГБТ-сообщества!

Можно сказать, черт с ними, с американцами и их американским кино. Но, во-первых, американский кинематограф – ведущий в мире, на него ориентируются во всех странах. А, во-вторых, и это, на мой взгляд, главное – это означает, что вирус всеобщей борьбы за политкорректность и толерантность, давным-давно мутировавший в какого-то монстра, захватывает все новые территории и заражает все больше людей, лишая их здравого смысла. Это очень заразная штука, с проявлениями которой мы уже сталкиваемся и у нас. Вспомните, сколько скандалов, замешанных на "свободе творчества", "защите прав" и "оскорблении чувств", произошло за последние месяцы в нашей стране.

Так что, антирасистский порыв афроамериканских актрисы и режиссера может и главную кинопремию года окончательно превратить в отчетно-выборное собрание и добавить масла в огонь ненужных, надуманных конфликтов. Давайте представим, какой следующий вывод должен сделать Спайк Ли? Исходя из его тезиса о преступном сговоре в офисах голливудских студий, где все решают. А кто решает? Евреи! Именно они занимают ключевые посты в кинокомпаниях США! Долой евреев? Долой!. Надеюсь, эта картина никогда не станет реальностью, хотя теперь я бы уже и не загадывал…

А вообще, уважаемым афроамериканским кинодеятелем сердиться не на что. Не взяли на "Оскара" — возьмут на "Глобус", БАФТУ, "Сезара" или на другую премию. Они есть у режиссеров и продюсеров, критиков и журналистов. Есть фестивали детективного кино и кино фантастического. Свои киносмотры проводят и представители сексменьшинств! И у афроамериканского кино своя премия тоже есть, называется Black Reel Awards, и Джада Пинкетт-Смит на нее несколько раз номинировалась. Выиграть, правда, почему-то не смогла… Так, может быть, в этой премии что-то подправить? Название сменить, для начала. "Дядюшка Римус", например. Хороший литературный персонаж, известен во всем мире, личность творческая, опять же – жертва расистского режима. Ну и так же, как Оскар – чей-то дядюшка. А если нужен более коммерчески сильный вариант, предлагаю — "Джанго освобожденный". Тарантино, думаю, одобрит… До свидания!