Как закрыть "балканское окно" в Европу и что делать с десятками тысяч мигрантов в палаточных лагерях? На экстренном саммите в Брюсселе лидеры ЕС и Турции снова пытаются решить судьбу беженцев. За то, чтобы Анкара взяла на себя главный удар, Европа предлагает 3 миллиарда евро. Турция торгуется — требует не только в несколько раз больше денег, но и гарантий вступления в ЕС. Есть и некие секретные турецкие предложения, из-за которых саммит решено продлить. Теперь торговля может растянуться на неделю.
Закрыть балканский маршрут — для ЕС это идеальный вариант. А после хоть потоп, причем желательно на территории Турции, ведь тогда там будут скапливаться сотни тысяч мигрантов новой волны, рассчитывающих на будущее в Европе. Ставки высоки, и Анкара это понимает, а потому требует немало в обмен на обещания закрыть свой берег.
Сначала речь шла о 3 миллиардах евро и ускоренном процессе вступления в ЕС — переговоры о слиянии длятся уже полвека. Потом аппетиты выросли, Турция потребовала 5 миллиардов, а в ноябре прошлого года и все 30 миллиардов евро, угрожая в противном случае открыть границу и отправить всех беженцев в Европу. А еще Анкара предложила за европейский счет построить на севере Сирии новый город и там разместить всех неугодных мигрантов. Теперь выясняется, что турецкий премьер-министр приехал в Брюссель с новыми предложениями, подробности он пока не раскрыл.
Европа оказалась в неудобной позе, когда перечить она, по сути, не может. На авторитарную политику Эрдогана лидеры закрывают глаза. Заявление — и то очень аккуратное – последовало только после силового захвата редакции оппозиционной газета "Заман".
Новый номер вышел под внешним управлением и без единой критической заметки против властей. Про по сути гражданскую войну против курдов на востоке Турции европейцы упомянули вскользь.
"Европейцы молчат, чтобы не злить Эрдогана, в надежде получить договор по беженцам. Отсюда и вся эта абсолютная толерантность ко всему, что он делает. Он запрещает и закрывает газеты, журналистов арестовывают в центре города средь бела дня, ущемляет права женщин, оппозиции угрожает ежедневно. Те единицы, кто выступает против этого в ЕС, их не слышат, лишь бы не гневить Эрдогана. Это, конечно, ошибка", — считает Селахаттин Демирташ, лидер турецкой Прокурдской демократической партии народов.
Главному агитатору за беженцев канцлеру Меркель нужны конкретные результаты, причем срочно. Уже в это воскресенье в Германии пройдут выборы в трех федеральных землях, это серьезный тест ее политики открытых дверей.
"Мы хотим добиться того, чтобы число нелегальных беженцев сократилось не для некоторых стран, а для всех, в том числе, и для Греции. Поэтому нам нужно стойкое решение, при котором мы сможем обеспечить защиту внешних границ, являющуюся условием Шенгена", — канцлер Германии.
Ангела Меркель, поддержанная председателем еврокомиссии Жан Клодом Юнкером и главой Европарламента Мартином Шульцем, добивается, чтобы из текста резолюции по итогам саммита убрали фразу о закрытии пути через Турцию.
Балканский маршрут сейчас стал основным для мигрантов. Каждый день с турецкого берега отправляются лодки, набитые людьми, до греческих островов добираются по 2 тысячи человек в сутки, в среднем около 60 тысяч в месяц. Прибыль у нелегальных перевозчиков, у которых все поставлено на поток, — миллионы евро. Через один только Лесбос за прошлый год прошли 800 тысяч мигрантов — это в 10 раз больше, чем все население острова. Далее через Афины они идут на север к границе с Македонией, там сейчас скопилось больше 13 тысяч человек. Пропускают не больше 500 в день. Для мигрантов это по сути последний рубеж, из Македонии их везут бесплатно поездами через всю Европу в страну назначения, будь то Германия или Австрия.
И вот уже Австрия, хоть и не выдерживает напора беженцев, требует от ЕС не прогибаться под Турцию. Чехия, Словакия, Польша и Венгрия добиваются перекрытия канала. Греция опасается, что все эти тысячи осядут на Апеннинах. Британцы лукаво улыбаются, заявляя, что никаких мигрантов они у себя принимать не будут, у них особый статус. Погрязшая во внутренних спорах отчаявшаяся Европа долго и упорно будет пытаться договориться с непредсказуемым и ненадежным партнером — Турцией.