Афины экстрадируют на родину восьмерых солдат — участников путча, которые сбежали в Грецию, прихватив с собой военный вертолёт. Группа турецких военнослужащих уже прибыла в Элладу, чтобы под конвоем доставить перебежчиков обратно. Но больше всего в Анкаре ждут другой экстрадиции. На выдаче из США Фетуллаха Гюлена, как зачинщика и организатора попытки переворота, настаивает лично президент Эрдоган. Но Вашингтон ставит свои условия.
Попытка переворота в Турции может осложнить и без того непростые в последнее время отношения между Анкарой и Вашингтоном. Ведущие американские издания полагают, что теперь свободы и права человека окажутся в Турции ещё более зажатыми. И Вашингтон, как главный борец за демократию во всем мире, вынужден будет реагировать. Ещё один камень преткновения — вопрос об экстрадиции проповедника Фетуллаха Гюлена. В своё время он уехал из Турции в США, как он говорит, в добровольное изгнание. Власти в Анкаре подозревают именно его в организации попытки переворота.
"После попытки переворота я в очередной раз призывают Барака Обаму выдать нам этого человека из Пенсильвании. Будучи стратегическими партнёрами, я призываю США должным образом относиться к нашим запросам, тем более, что мы выдали им всех террористов, кого они требовали," — заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Тайипа Эрдогана поддержали и в самих Штатах. Десятки митингующих, в основном выходцев из Турции, собрались на митинг вокруг дома Гюлена. Они тоже считают, что во всем виноват клерик. Впрочем, вели они себя относительно спокойно. А сам Гюлен выступил с обращением. Заявил, что к событиям в Анкаре и Стамбуле отношения не имеет и заодно выдвинул свою версию случившегося, пускай и не называя имен и фамилий.
"Если вкратце, я даже не знаю точно, кто сейчас является моими сторонниками. Я знаю, что есть некая группа людей, но поскольку их личности мне не известны, сложно говорить даже о потенциальной моей причастности к событиям в Турции. В мире политики бывает, что некоторые лидеры инсценируют самоубийство, чтобы укрепить своё лидерство. Но это лишь домыслы, обвинять кого-либо, не имея доказательств, я не в праве," — прокомментировал Гюллен события в Турции.
Что касается официального Вашингтона, его позицию озвучивает Джон Керри. Из Люксембурга госсекретарь заверил, что США к событиям в Турции не причастны. А по поводу Гюлена, его, со слов Керри, могут экстрадировать, но только если Анкара действительно докажет его причастность.
"Уверен, что всем хочется знать, кто именно стоял за попыткой переворота. США со своей стороны поддержат любое законное расследование и окажет поддержку правительству Турции, если они того попросят. Что касается мистера Гюлена, вопросов к нему много. Как и всегда мы поступаем в таких случаях, мы предлагаем правительству Турции предоставить нам доказательства его причастности, чтобы мы смогли принять соответствующие меры. Очень похоже, что акция была не лучшим образом спланирована и выполнена, но выводы будем делать уже после того, как получим факты. Добавлю, что мы поддерживаем законно избранных правительство и лидера Турции," — заявил Керри.
Внимание Белого Дома сейчас приковано и к ситуации вокруг авиабазы Инджирлик. После попытки переворота она была закрыта и обесточена. В Турции заявили, что часть военнослужащих именно с этой базы участвовали в попытке переворота. Власти временно запретили взлетать и садиться самолётам США и союзников. С этой базы они отправлялись наносить авиаудары по позициям ИГИЛ. А главное, что именно здесь находятся около 90 ядерных бомб. Причем, почти половина из них — в распоряжении не американских, а турецких военных. Правда, самолетов, способных нести эти заряды, на объекте нет.